Но на первой птицеферме дела шли значительно лучше, чем на второй. Это меня заинтересовало. Я решила сходить туда. Встретила меня сторожиха Александра Никаноровна Лебедева.
- Неладно у нас, Елена Назаровна,- сказала она - заведующий наш вечером всегда норовит меня с фермы выпроводить. Уж не налево ли яички уходят? Ведь и птичницы у нас с душой работать стали и корма хорошие.
Проверили. Александра Никаноровна оказалась права. Недобросовестного заведующего сняли. Сейчас птицеводство дает у нас высокий доход. В 1955 году каждый трудодень, затраченный в этой отрасли, дал колхозу 34 рубля. Трудодень же для колхозника составил в денежном выражении 20 рублей.
Особо должна остановиться на понятиях: трудодень для колхоза и трудодень для колхозника. Нигде в сельскохозяйственной литературе таких обозначений мы не встречали, но сама жизнь заставила нас ввести их. Уж очень наглядно, а главное, верно отражают они состояние любой отрасли артельного хозяйства.
Больше того: работа каждого звена, каждой бригады как на ладони. Ведь за общей цифрой денежного дохода с гектара земли скрывается и хорошая работа звена, бригады и плохая.
Возьмем 1954 год. В льноводческом звене Риты Соловьевой трудодень принес колхозу 43 рубля 40 копеек, а в звене Ионтьевой - 5 рублей 60 копеек. Трудодень же для колхозника в том году составил в денежном выражении 10 рублей.
И каждому видно: одно звено дало колхозу большую прибыль, другое - чистейший убыток. И благодаря тому, что ввели мы в свой обиход эти два понятия: трудодень для колхоза и трудодень для колхозника - работа у нас идет не вслепую.
Мы точно знаем состояние каждой отрасли колхозного хозяйства, ибо контролируем все рублем, принимаем меры, чтобы подтянуть отстающих.
На промышленных предприятиях такой контроль помогает рабочим в борьбе за снижение себестоимости продукции, за повышение производительности труда. И мы должны учиться у рабочего класса, искать у себя в колхозном производстве действенные формы контроля рублем, искать пути повышения производительности труда.
К примеру, устанавливают на заводе новый станок большей производительности, чем старый,- выход продукции повышается при тех же трудовых затратах. У нас, в полеводстве, новые, более урожайные сорта играют такую же роль, как новые станки на заводах.
Позапрошлым летом побывали наши колхозники, участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, в Москве. И приглянулся им там, на выставке, новый сорт пшеницы - пшенично-пырейный гибрид № 599.
Приехали - покоя председателю не давали, пока тот не достал 20 центнеров семян гибрида. Заняли новым сортом 10 гектаров и получили 22 центнера зерна с гектара. А пшеница «Ульяновка», которую мы сеем уже давно, дала при одинаковом уходе 16 центнеров с гектара. Значит, невыгодно нам теперь сеять «Ульяновку». В этом году наши поля займет новый сорт.
Большое значение придаем мы органо-минеральным компостам. Под пар, к примеру, вносим 25 тонн навоза и 4 центнера фосфоритной муки. Если же вносить только навоз, то его надо не меньше 35—40 тонн.
Смесь навоза с фосфоритной и костяной мукой производим просто: прямо в станки разбрасываем удобрение, а уже на него кладем свежую подстилку для скота. Такой способ приготовления органоминеральных смесей позволяет нам экономить сотни трудодней.
Должна оговориться: не всякие минеральные удобрения можно смешивать таким образом. Суперфосфат и аммиачная селитра могут повредить животным.
Особенную остроту в последнее время приняла у нас в колхозе борьба за правильный учет труда. Это объясняется ростом оплаты трудодня. Каждый несправедливо начисленный трудодень - это снижение колхозного дохода. Но дело не только в том, что каждый сбереженный трудодень делает более весомым трудодень общеколхозный.
Люди, убеждаясь, что их критические замечания действенно помогают общему делу, становятся более активными. Каждый чувствует себя хозяином. И у нас в колхозе не услышишь равнодушно произносимых слов: «Это ведь не мое, а колхозное».
Помню, пришел на заседание правления колхозник Семенов и рассказал, что возчику молока Чувелину заведующая МТФ Никулина незаконно начислила за месяц лишних 20 трудодней. Члены ревизионной комиссии проверили и списали с Чувелина эти трудодни, а заведующую строго предупредили.