Шиков Р.А.
Магистрант. АНО ВО «Российский новый университет»
Экономические задачи каждого государства в большей мере определяются далеко не совершенными качествами рыночной экономики. Демократическому механизму свойственно огромное количество недостатков, которые и определяют актуальность участия государства в экономике.
Аннотация: В данной статье проведен анализ основных целей экономической политики России. Исследованы показатели: цель государства на мировом рынке, приоритеты экономических взаимодействий государств . Целью выполненного исследования является определение основных тенденций в экономических направлениях РФ, на что направлена политика РФ, Каковы приоритеты политики российского государства в экономике, Цели экономической политики, Долгосрочная политика РФ, Социальные приоритеты, Особенности экономического развития, сформированные целями и приоритетами страны.
На что направлена политика России?
Социально-экономическая политика России направлена на устранение следующих негативных аспектов:
· Рыночная система не способна сохранить невоспроизводимые ресурсы.
· Отсутствие специфических механизмов для защиты окружающей среды.
· Отсутствие нормативов, которые могли бы регулировать использование природных ресурсов, которыми владеет человечество.
· Полное игнорирование последствий большинства принятых решений.
· Отсутствие стимулов для производства разного рода товаров и услуг, ориентированных на коллективное применение. Это и дороги, и дамбы, и общественный транспорт и прочее.
· Отсутствие механизмов, способных гарантировать права жителей государства на труд и получение дохода.
· Исследования фундаментального типа в науке не проводятся на экономических началах.
· Ориентир на удовлетворение потребностей граждан, имеющих финансовые ресурсы. Без учета интересов других слоев населения.
· Нестабильность в развитии экономики, в частности циклическая схема процветания.
Каковы приоритеты политики российского государства в экономике?
В результате увеличения масштабов производства требуется проводить глобальные вливания капитала в экономику, которые не способны осуществить даже самые крупные отечественные предприятия. Политический контроль над экономикой имеет стратегическое предназначение.
В стране функционирует огромное количество предприятий, которые обеспечивают экономическое развитие, но не могут быть вверены представителям частного бизнеса. В качестве примера можно привести атомное производство и биологические исследования. Государству в вопросах регулирования экономики свойственно ставить исключительно глобальные цели.
Это не только поддерживание макроэкономического баланса, но и гарантирование общественного производства. Цели и приоритеты имеют свойство меняться. Это будет зависеть исключительно от того, на какой стадии развития сегодня находится экономика страны в целом.
Цели экономической политики
Экономическое развитие России могут гарантировать цели, которые ставит правительство при построении своей политики. Они могут меняться, как говорилось выше, но в большинстве ситуаций они сводятся к единому перечню. Политика России направлена на:
- Поддержку гармонии в сфере общественного производства.
- Стимулирование роста объемов производства.
- Гарантирование полной занятости населения.
- Оправданное распределение дохода.
- Стабилизацию цен на рынке.
- Недопущение процесса инфляции.
- Сохранение природных ресурсов.
Довольно часто между целями могут формироваться явные противоречия. Чаще всего проблемой становится достижение равновесия между наращиванием производства и защитой окружающей среды.
Новая экономика формируется под влиянием политики государства, которая нивелирует противоречия, устраняет конфликты и вырабатывает эффективную методику управления.
Из прошлого в будущее
Изучая вопрос о том, каковы приоритеты политики российского государства в экономике, стоит сказать, что роль правительства как регулирующего субъекта, создающего оптимальные условия для функционирования хозяйственных объектов, обусловлена исторически. Изначально правительство вело строгую фискальную политику по сбору налогов.
С развитием экономики список задач увеличился. Начиная с XX века, в период существования СССР, правительству принадлежала позиция тотального регулятора, что определило менталитет жителей страны.
С 1999 года приоритеты экономики стали предпосылкой к ограничению воздействия. Данная практика не прижилась, и с 2000 года все вернулось на круги своя. Министерство Финансов РФ засвидетельствовало, что к 2000 году под руководством правительства находилась половина экономического сегмента.
К 2007 г. этот показатель повысился. Был осуществлен переход под государственное регулирование такими компаниями, как «Сибнефть» и «Газпром». Явление имеет две стороны. С одной стороны, государство полностью взяло ответственность за развитие экономического сегмента на себя, а с другой – оно практически не способно выстроить систему эффективного менеджмента.
Долгосрочная политика
Основное проявление, свидетельствующее о вмешательстве правительства России в экономику – это формирование долгосрочного плана развития последней. В частности, в 2008 году было узаконено распоряжение о концепции социального и экономического развития России на период до 2020 года.
Если изучить, каковы приоритеты политики российского государства в экономике на этот период, можно сказать о повышении благосостояния российских граждан, об обеспечении достаточного уровня национальной безопасности, о динамическом развитии экономики и об укреплении позиций на мировом рынке.
Социальные приоритеты
Новая экономика страны направлена на достижение высоких стандартов в благосостоянии людей. По предварительным оценкам, уже к 2020 году не только уровень дохода, но и условия жизни каждого человека должны соответствовать показателям, свойственным высокоразвитым государствам. Можно говорить о безопасности, о доступности образовательных и здравоохранительных услуг, культурных благ, а также о наличии экологически чистой среды.
Особенности экономического развития, сформированные целями и приоритетами страны
Особенности экономики России, определенные спецификой перехода на инновационный, социально ориентированный тип, определяют актуальность одновременного решения задач как догоняющего, так и опережающего развития.
Глобальная конкуренция на мировом рынке и открытая экономика не позволяют достичь благосостояния и эффективности без опережающего развития секторов деятельности, определяющих спецификацию в мировой системе хозяйствования.
Новые приоритеты и цели в экономической политике предопределены переходом к экспортно-сырьевой модификации роста. Последняя базируется на сбалансированности между бизнес-свободой, социальной справедливостью и национальной конкурентоспособностью.
Подход к процветанию невозможен без выполнения комплекса преобразований, которые и определены политикой страны, ее приоритетами и целями в развитии экономики.
Библиографический список
1. Арье, Л. Хиллман Государство и экономическая политика. Возможности и ограничения управления / Арье Л. Хиллман. - М.: ГУ ВШЭ, 2016. - 880 c.
2. Афанасьев, К. С. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики / К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. - М.: Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. - 148 c.
3. Бюджет и налоги в экономической политике России / В.В. Симонов и др. - М.: Научный эксперт, 2016. - 240 c.
4. Вводный курс по экономической теории / ред. Г.П. Журавлева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 368 c.
5. Вольский), Валентинов Валентинов Н. (Н. Вольский) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина / Вольский) Валентинов Н. (Н. Валентинов Вольский). - Москва: Наука, 2017. - 368 c.
6. Вопросы экономической политики КПСС на современном этапе. - М.: Издательство политической литературы, 2017. - 406 c.
7. Герцена Основы экономической теории / Герцена, А.И. и. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 336 c.
8. Кох Основы экономической теории / Кох, др. В. и. - М.: СПб: Питер, 2017. - 800 c.