Доказано, что эмоциональный опыт ребёнка в отношении смерти и его осознания, его смертности очень важны для его развития и духовной зрелости.
Я часто замечал, что дети, которые внезапно нейтрализуются концепцией смерти, скептически относятся к жизни во взрослом возрасте и часто беспокоятся, хотя и не знают о связи между неврологическими расстройствами и переживанием смерти.
Тем не менее, мы не должны делать поспешный вывод о том, что все пациенты с неврологическими расстройствами и пессимистами имели схожие переживания, потому что существует множество причин для таких состояний.
С другой стороны, те, чьи детские переживания смерти были менее травмированы, с большей вероятностью расценивают смерть как естественное явление и облегчают болезнь и страдания
. Само собой разумеется, что религиозные убеждения о человеческой смертности помогают ребенку рассматривать смерть как естественное событие и превращают ее в неизлечимую трагедию.
Некоторые причины страха смерти
Нервный страх смерти часто является проявлением общей тревоги, действительные причины которой не связаны с травмами юности, детства или рождения.
Такие страхи лучше всего проявляются в «страхе в закрытых местах» или «страхе перед открытым пространством». Но, как нам часто напоминают в этой главе, те, кто боятся собственной смерти или смерти других, не все являются невротическими людьми, если мы не считаем всю человеческую расу нервной.
Существование этого универсального страха у людей является еще одним аргументом против тех, кто поддерживает теорию Фрейда об инстинкте смерти, аргумент, который не должен быть, по крайней мере, неважным для биологов и психологов.
Инстинкт обычно стремится выполнить свою цель, если ему не мешают репрессии или другие препятствия, которые трудно преодолеть. Но нет никаких оснований полагать, что все те, кто боятся смерти, подавили свой «инстинкт смерти», тот самый инстинкт, который Фрейд считал самым важным человеческим инстинктом в последние годы своей жизни.
Если человек так боится смерти, похоже, потому что жизнь, а не смерть, является для него самой важной вещью.
Таким образом, можно четко заявить, что основной причиной страха смерти является инстинкт жизни, в то время как смерть врага этого инстинкта является очень фундаментальной.
В этом отношении страх смерти совершенно нормален. Это ненормально только тогда, когда оно становится барьером для жизни и препятствует служению и защите жизни.
Другой причиной ненормального страха смерти является растущий материализм в западной цивилизации. Нарушение духовного равновесия западного человека в основном порождено очень эгоистичным материализмом, который фактически был поддержан большим количеством людей, интеллектуально придерживающихся высших идей сезонности.
Учитывая тот факт, что это стало высшей экзистенциальной причиной в жизни многих людей, почему бы не охарактеризовать перспективу такой выгоды как ужасную?
Но широко распространенное чувство отсутствия безопасности на Западе, несмотря на все наши законы о социальной защите, постоянно напоминает нам о том, что образ жизни основан на нестабильном удовольствии.
В этом психологическом контексте удивительно, что страх смерти и вызванная ею нервная тревога не распространились дальше. Вышеуказанная ситуация отражает тот факт, что западный человек в своем глубочайшем существовании не более цивилизован, чем кажется.
Преодоление страха смерти
Ни один человек не может бояться смерти.
Если мы всегда боимся смерти, наша жизнь скоро станет невыносимой, наши устремления не будут преувеличивать, и беспокойство, скорее всего, приведет нас к безумию. К счастью, страх смерти не постоянен, даже у нервных есть больше или меньше возможностей наслаждаться жизнью.
Поэтому борьба со страхом смерти состоит в том, чтобы идти в ногу с внутренней логикой жизни, хотя следует признать, что эта борьба сейчас труднее, чем когда-либо.
Люди всегда пытались преодолеть страх смерти. Западный мир давно верил в бесконечную силу разума и интеллекта, и в результате почти все философы и ученые по этике выдвигали разумные аргументы в поисках лечения.
Философы считали, что страх смерти связан с состоянием человека. Они интересовались вопросом о душе, и дух был в некоторой степени затронут другими природными явлениями: смерть - естественное событие, неизбежное.
Подобно тому, как падающий дождь неизбежен при движении звезд. Поэтому, естественно, смерть - это ничто, и не стоит беспокоиться об этом. Нужно жить настоящим, а не созерцать свою жизнь.
С этой целью воображение является источником всех вредных эмоций. Это должно быть строго ограничено. Поэтому мудрость стоической школы рекомендует «внутренний покой» с состоянием, где не будут использоваться эмоции.