Найти тему
машина

В Чехии сворачивают выпуск грузовиков Avia. Теперь уже навсегда

Николай Марков, фото из архива автора

Тридцать лет тому назад традиционно синие фургончики и грузовички марки Avia работали едва ли не в каждом советском городе: объем их импорта из Чехословакии исчислялся тысячами штук в год! Чаще всего на улицах попадались компактные цельнометаллические фургончики Avia A21F. К нам их возили только в грузовом исполнении, хотя чешские товарищи предлагали, например, вот такие реанимобили на их базе:

Но дело ограничилось только показами на выставках и испытаниями на Автополигоне НАМИ. А еще в Советском Союзе на базе Avia A21F выпускали собственные микроавтобусы, но об этом тоже почти никто не знает! Назывались они АСТО-ГолАЗ-3211, и строил их… правильно! Голицынский автобусный завод! Именно эти «фургонбусы» стали самой первой продукцией голицынского предприятия в 1990 году. Вот фото опытного образца во время испытаний на дмитровском полигоне:

-2

Да, как видите, пропиливание в кузовах импортных грузовых фургонов окошек и установка сидений внутри – это не новая технология 2000-х годов, всё было придумано и опробовано задолго до всяких «Самотлоров», «Луидоров» и «Промтехов» )) Кроме фургонов серии А21, в СССР также в весьма значительных объемах завозились грузовички более тяжелой серии А31. Вот как раз такой фургон с короткой колесной базой:

-3

А вот бортовой вариант с длинной базой:

-4

На испытаниях у нас были даже длиннобазные фургоны, но в реальной эксплуатации во времена СССР я таких машин что-то не помню:

-5

На основе шасси Avia A31 в Союзе тоже создавались собственные образцы спецтехники. Например, в Главмосавтотрансе на основе короткобазных шасси А31 строили фургоны У-165А для перевозки молока. Одна такая машина показана на фото ниже, причем машина не простая, а дополнительно переоборудованная на газодизельный цикл (два баллона под сжатый газ хорошо видны под кузовом):

-6

С тех пор много воды утекло: нет СССР, нет страны, в которой выпускались те самые синие фургоны. Собственно, самих синих фургонов, наводнивших когда-то наши дороги, тоже больше практически нет – большинство из них давно сгинули в печах вторчермета. Встретить сегодня на дороге грузовичок Avia из советских поставок – большая удача. Однако отдельным экземплярам повезло сохраниться почти в первозданном виде – например, как этому грузовичку модели А31, с 1991 года работающему в Московской городской радиотрансляционной сети:

-7

События начала 1990-х годов поставили в тяжелейшие условия сотни предприятий из бывших соцстран. Вот и автомобили марки Avia тогда чуть не стали достоянием истории, но удержаться на плаву тогда помогла корпорация Daewoo Motor, выкупившая 50,2% акций. Главной заслугой корейцев стали инвестиции в создание нового семейства грузовиков Avia D полной массой от 7,5 до 12 тонн. Это были вполне современные машины европейского уровня, хорошо принятые рынком. Но тут известные трудности случились уже у самих корейцев, в результате которых Daewoo Motor ушла на дно. Так у завода Avia в 2006 году появился новый хозяин – крупный индийский автопроизводитель Ashok Leyland Motors. Под новой «крышей» чехи продолжили выпускать те же самые грузовики Avia D, однако индусы сделали необходимые вложения, которые позволили заводу выйти на новые рынки сбыта. Благодаря этому в 2010-м марка Avia вновь вернулась в Россию! Жаль, ненадолго…

-8

В 2011-м мне даже удалось некоторое время побыть пользователем грузовичка Avia D75, фотография которого и представлена сверху. Надо сказать, что он оставил о себе весьма приятные впечатления. Если у посетителей нашего канала есть желание почитать о том, как выглядели грузовики Avia десять лет назад, то мы вполне можем об этом рассказать более подробно. К сожалению, удержаться на европейском рынке компании Avia под началом индийских хозяев не удалось. Это, вообще, тенденция: не могу вспомнить ни одного долгоиграющего автомобильного проекта, который индусы смогли бы реализовать в Европе или России. Сколько ни пробовали – запала от силы хватало на несколько лет. Вот и с Avia получилось так же: в 2013 году, когда машины потребовалось сертифицировать по новым нормам Евро-6, производство грузовиков в Чехии было попросту остановлено, а все оборудование подчистую демонтировано и вывезено в Индию. Конец истории?

Экспозиция Avia на выставке СТТ-2012
Экспозиция Avia на выставке СТТ-2012

Нет, еще не конец. Индусам завод в Чехии был нужен, как собаке пятая нога. Главное, что они получили в свое распоряжение технологии Daewoo и документацию на довольно современные грузовые автомобили, да еще и оборудование для их производства. Пока в России еще действовали нормы Евро-4, «Авии» пробовали завозить к нам из Индии под новой маркой Ashok Leyland BOSS. А компания «Промтех» даже планировала организовать сборку этих машин на собственных площадях в Нижнем Новгороде, получив соответствующее ОТТС. Но ничего путного из этого не вышло, и об индусах уже года три, как больше ни слуху, ни духу.

-10

А что за грузовик с эмблемой Avia на вот этом фото? Сделано оно в 2017 году на выставке СТТ в Москве, и на нем действительно изображен новый грузовик Avia, собранный в Чехии. Дело в том, что в 2016 году чешская холдинговая компания CSG выкупила марку Avia у фирмы Ashok Leyland, захотев возобновить производство прежней линейки грузовиков, только с обновленной передней маской кабины и двигателями Евро-6. Поскольку от бывшего завода остались только рожки да ножки, производство перезапустили на новом месте в Пршелоуче, закупая штампованные панели для сварки кабин у индусов. Однако объемы продаж теперь исчислялись даже не сотнями, а десятками единиц в год. И вот в сентябре 2019-го компания AVIA Motors объявила, что до конца осени окончательно остановит производство грузовиков с двигателями внутреннего сгорания. И вот это уже действительно конец. На носу очередное ужесточение экологических требований в Европе, и вложения в доводку и омологацию при таких объемах выпуска техники попросту не окупятся. Свое будущее в компании теперь видят в сфере производства запчастей для грузовиков Avia и выпуске комплектующих для сторонних автопроизводителей. Подумывают чехи и об освоении коммерческих электромобилей, однако их еще нужно хотя бы спроектировать. И если даже это произойдет – это будет уже совсем другая история. А привычным грузовичкам Avia мы говорим: «Прощайте! Спасибо за службу!»