Найти тему
Плёнки и винил

«Солярис» расшифрованный: раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой-8

Оглавление

Разбираемся в символике «Соляриса» Андрея Тарковского. В предыдущих частях (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7) мы дошли до прибытия Криса на станцию

1. Станция

За Крисом закрывается дверь, и он оказывается на станции, у которой странно заброшенный вид. По ней скачут резиновые мячики и здесь звучит тревожный фон из электронных шумов, составленный Эдуардом Артемьевым.

Эскиз декораций
Эскиз декораций

Слово художнику Михаилу Ромадину, создателю этих декораций:

Когда мы с Тарковским и оператором Юсовым только приступили к работе над фильмом «Солярис», нам удалось увидеть новый фильм — «Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика. Захотелось сделать что-то прямо противоположное. Ведь каждый кадр «Одиссеи» — это иллюстрация из научно-популярного журнала, то есть то же изобразительное искусство, прямо перенесенное в кино, к тому же не лучшего качества.
В эскизах я исходил из идей и форм современного кинетического искусства. Насыщал декорации вращающимися и прыгающими объектами. Самая главная декорация – Круглый коридор космической станции – строилась в самом большом, первом павильоне Мосфильма. Декорацию помогал строить Всероссийский институт легких сплавов, который делал луноход. Так что все было по-настоящему! Декорацию принимал ученый, наш консультант, Лев Николаевич Лупичев. Ученый каждой детали, каждой скульптуре нашел свое оправдание: вот этот мобиль может служить солнечной батареей, вот этот – отсеком стыковки. Все-таки есть странная зависимость между красотой формы и функциональной целесообразностью, между логикой художественной и логикой научной.

Так что бардак, царящий на станции, по замыслу режиссёра знак земного, обжитого, человеческого пространства в противовес холодной упорядоченности космических станций и звездолётов типичной научной фантастики.

-2

2. Снаут

Как мы узнаём из дальнейших событий, Солярис «это что-то с совестью». Океан ставит людей перед лицом их стыда и вины, и у каждого обитателя станции своя реакция на этот стыд. Гибарян, например, не выдержал и покончил с собой. Снаут мучается. Его можно было бы охарактеризовать как светского интеллигента. Он не знает, как ему вырваться из этого круга мук совести и всё, что он пытается сделать, это заглушить их алкоголем. Он сам говорит, что безумие для него было бы лучшим избавлением от происходящего. Общение Криса с ним строится на сплошных недомолвках. Например, он говорит: «Послушай, Снаут...», после чего встаёт и уходит. В начале знакомства у них слишком разный опыт и взгляды для полноценного общения.

3. Гибарян

В случае с Гибаряном разговор происходит посредством экрана, он обращается к Крису словно из царства мёртвых. Мы снова (не в последний раз) встречаем приём «фильм в фильме».

Учёный покончил с собой с помощью шприца. Так же, как и жена Криса Хари, к которой он точно так же опоздал
Учёный покончил с собой с помощью шприца. Так же, как и жена Криса Хари, к которой он точно так же опоздал

Гибарян тоже выражает идею воздействия на Солярис жёстким излучением, однако цели его не просто исследование, а попытка установить контакт, найти общий язык с Океаном. Это более человечная позиция, чем у Криса или Сарториуса. Недаром каюта Гибаряна полна предметов быта, книг, а на двери наклеен детский рисунок с неровной надписью «ЧЕЛОВЕК».

4. Сарториус

Он не зря носит имя, заканчивающееся на латинское -ус и звучащее от этого наукообразно. Он предпочитает не замечать совести, пытаясь рассуждать обо всём в духе холодной рассудочности. Это самый антипатичный режиссёру обитатель станции.

Мы не знаем, какие воспоминания возвращает ему Солярис, но если принимать эти образы за воплощенную совесть, то у Сарториуса она маленькая, вот такая.
Мы не знаем, какие воспоминания возвращает ему Солярис, но если принимать эти образы за воплощенную совесть, то у Сарториуса она маленькая, вот такая.

Его закрытость обозначается и тем, что Крис (и зритель вместе с ним) не может попасть в его каюту.

Сарториус разделяет те же взгляды на науку и истину, которые ещё совсем недавно в разговоре с Бертоном исповедовал сам Крис. Но сейчас, услышав их со стороны, он возмущается. Эта его реакция уже свидетельствует о том, что он начинает меняться.

Посмотрев запись с Гибаряном, словно побывав в царстве мёртвых, и увидев его самоубийство, которое явно живо напомнило ему об аналогичной смерти жены, Крис погружается в сон. И в этом сне Солярис возвращает ему из мёртвых его жену...

О дальнейших событиях поговорим в следующем выпуске наших разборов

Читайте также:

Часть 1. О вырезанных титрах, музыке и первых кадрах

Часть 2. Сад, лошадь и невымытые руки

Часть 3. О дожде, обстановке в доме и недоеденных яблоках

Часть 4. О фильме в фильме и гигантском ребёнке

Часть 5. О лошадях и истине

Часть 6. О городе и костре

Часть 7. Об одиночестве и развязанных шнурках