Неоднократно встречал такое заявление в сети. Давайте попробуем разобраться объективно. Без политики и эмоций.
Начнём с истории. Первым серийным самолётом вертикального взлёта и посадки (СВВП) был английский Harrier GR.1 от компании Hawker Siddeley. Он был принят на вооружение в 1967 году.
Harrier Gr.1
Вторым был наш Як-38. Его приняли на вооружение в 1974 году через 7 лет после Харриера.
Як-38
Следует ли из этого, что Яковлев «срисовал» английский самолёт? Нет, не следует. При изрядном внешнем сходстве это всё же совершенно разные конструкции. Принципиальные отличия:
- Харриер высокоплан, Як-38 среднеплан;
- Харриер имеет один подъёмно-маршевый двигатель и для горизонтального полёта, и для вертикального взлёта, у Як-38 три двигателя – один подъёмно-маршевый и два подъёмных;
- У Харриера воздух забирается через обычный воздухозаборник подъёмно-маршевого двигателя, у Як-38 «на спине» люк, закрывающий воздухозаборники подъёмных двигателей;
- У Харриера четыре сопла подъемно-маршевого двигателя, у Як-38 два сопла (точнее их почти нет) подъёмных двигателей и два подъёмно-маршевого двигателя.
Поворотное сопло подъёмно-маршевого двигателя Harrier Gr.1
Поворотное сопло подъёмно-маршевого двигателя Як-38
Масштабная модель Харриера в положении "на спине". Все четыре сопла принадлежат одному подъёмно-маршевому двигателю.
Масштабная модель Як-38 в положении "на спине". Видны сопла подъёмных двигателей и повёрнутые вниз сопла подъёмно-маршевого двигателя.
Масштабная модель Як-38. Воздухозаборники и подъёмные двигатели.
Машины получились сходные по ТТХ, где-то лучше у одного, где-то у другого. Можно продолжить сравнение, но, по-моему, достаточно, чтобы убедиться, что наши и «британские учёные» шли разными путями.
Автор собирает деньги на создание своего военно-технического аналитического портала. Спасибо за поддержку