Найти тему
Как на самом-то деле?

Правда ли, что американцы "срисовали" F-35 у нас? Часть 1

Оглавление

Неоднократно встречал такое заявление в сети. Давайте попробуем разобраться объективно. Без политики и эмоций.

Начнём с истории. Первым серийным самолётом вертикального взлёта и посадки (СВВП) был английский Harrier GR.1 от компании Hawker Siddeley. Он был принят на вооружение в 1967 году.

Источник: https://477768.livejournal.com/5353500.html
Источник: https://477768.livejournal.com/5353500.html

Harrier Gr.1

Вторым был наш Як-38. Его приняли на вооружение в 1974 году через 7 лет после Харриера.

Источник: https://unotices.com/page-weapons.php?id=157
Источник: https://unotices.com/page-weapons.php?id=157

Як-38

Следует ли из этого, что Яковлев «срисовал» английский самолёт? Нет, не следует. При изрядном внешнем сходстве это всё же совершенно разные конструкции. Принципиальные отличия:

- Харриер высокоплан, Як-38 среднеплан;

- Харриер имеет один подъёмно-маршевый двигатель и для горизонтального полёта, и для вертикального взлёта, у Як-38 три двигателя – один подъёмно-маршевый и два подъёмных;

- У Харриера воздух забирается через обычный воздухозаборник подъёмно-маршевого двигателя, у Як-38 «на спине» люк, закрывающий воздухозаборники подъёмных двигателей;

- У Харриера четыре сопла подъемно-маршевого двигателя, у Як-38 два сопла (точнее их почти нет) подъёмных двигателей и два подъёмно-маршевого двигателя.

 Автор: WyrdLight.com, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3073112
Автор: WyrdLight.com, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3073112

Поворотное сопло подъёмно-маршевого двигателя Harrier Gr.1

Источник: https://walkarounds.ru/picture.php?/4713/categories
Источник: https://walkarounds.ru/picture.php?/4713/categories

Поворотное сопло подъёмно-маршевого двигателя Як-38

Источник: https://karopka.ru/community/user/18188/?MODEL=494571&p=3&PAGEN_1=2
Источник: https://karopka.ru/community/user/18188/?MODEL=494571&p=3&PAGEN_1=2

Масштабная модель Харриера в положении "на спине". Все четыре сопла принадлежат одному подъёмно-маршевому двигателю.

Источник: https://karopka.ru/community/user/10328/?p=1&MODEL=332345
Источник: https://karopka.ru/community/user/10328/?p=1&MODEL=332345

Масштабная модель Як-38 в положении "на спине". Видны сопла подъёмных двигателей и повёрнутые вниз сопла подъёмно-маршевого двигателя.

Источник: https://karopka.ru/community/user/10328/?p=1&MODEL=332345
Источник: https://karopka.ru/community/user/10328/?p=1&MODEL=332345

Масштабная модель Як-38. Воздухозаборники и подъёмные двигатели.

Машины получились сходные по ТТХ, где-то лучше у одного, где-то у другого. Можно продолжить сравнение, но, по-моему, достаточно, чтобы убедиться, что наши и «британские учёные» шли разными путями.

Часть 2

-9

Автор собирает деньги на создание своего военно-технического аналитического портала. Спасибо за поддержку