Найти в Дзене

Почему я говорю «тренинг»?

Постоянный читатель, вероятно, заметил, что в этом Дзен публикации стали выходить по субботам. Одна суббота – одна публикация. Сегодня, как исключение, две публикации. Эта скорее краткая реплика, чем статья. Так сказать, «пришлось к слову» ... А другая сегодняшняя публикация выйдет чуть позже.

Все мы знаем, что и сам термин, и явление «тренинг» в общественном сознании давно и прочно дискредитировано. Это произошло по многим причинам, о которых говорить не хочется, потому что лениво начинать длинный рассказ, у которого нет ни конца, ни края.

Однако, стоит заметить, что дискредитация находится именно в общественном сознании (как «средняя температура по гипотетической больнице»), то есть в профессиональных кругах представителей помогающих профессий к термину относятся чаще спокойно, со знанием дела и применяют его по прямому назначению и «исконному значению».

Конечно, есть те, кто реагирует на термин «тренинг» специфически, но это личное дело некоторых коллег. К слову, специфическая реакция на слово «тренинг» у представителей помогающих профессий вызывает во мне некие «подозрения».

Кроме прочих (для меня) такая реакция напрямую указывает на весьма скромную информированность (читаем как «почти безграмотность»/ «ограниченность») – становится понятно, что коллега «в глаза не видел» современные первоисточники (а несовременные – забыл).

Чуть не у каждого иностранного коллеги – представителя стран, в которых, например, психоанализ развивается более ста лет без перерывов (как это было в СССР) – на персональном сайте, на визитках есть слово «coach». Например, «dr N – psychoanalyst, coach,..».

И в персональной информации, и во множестве печатных первоисточников то, что у нас называют «личный анализ», обозначается не иначе как «личный тренинг».

С одной стороны, наше пристрастие к словообразованию понятно – это и о процессах роста, профессиональной идентичности, банальных «трудностях перевода» на русский язык, с другой стороны – к этим процессам неизбежно цепляются процессы обесценивания, деления на «свой/чужой» и другое.

Что чаще (к сожалению) понимают у нас под «тренингом»? Примерно так: «человек сходил на стадион, посмотрел на скачущего под воздействием неких препаратов гражданина, вдохновился, стал постоянно улыбаться и выносить вещи из дома»... ну, такое.

На самом деле «тренинг» («здорового человека») – это процесс, направленный на некие изменения жизни, который имеет свои правила, рамки, длительность/продолжительность и прочее.

Тренинг «здорового человека» – процесс, в котором участвуют Двое – тот, кто находится в тренинге (клиент) и тот, кто тренинг ведет (аналитик, например).

В тренинге «нездорового человека» (кратко описанного выше) участвуют все и при этом (одновременно) не участвует никто.

Никакой обратной связи и терапевтичности процесса между активно-призывно кричащим гражданином и людьми на стадионе – нет и быть не может.

А еще в нем нет одного из самых важных и необходимых признаков удачного терапевтического процесса – конфиденциальности.

Эффект, если и есть, то он длится от одного часа до пары месяцев максимум. Допустим, тренинг «нездорового человека» оценивается в сто тысяч рублей.

Участник такого тренинга платит за Зрелищность, за некий Статус/Престиж («я там был!») и подобное, но не за тренинг (потому, что тренинга, как такового, настоящего – там нет в принципе).

За эти же деньги можно взять 20-40 консультаций – систематически и «по делу», индивидуально (персонифицированно).

Зрелище – это не тренинг, у зрелища свой сеттинг, абсолютно отличный от сеттинга настоящего тренинга.

Настоящий тренинг - это (интимный) терапевтический процесс, а не Концерт, и не Зрелище
Настоящий тренинг - это (интимный) терапевтический процесс, а не Концерт, и не Зрелище

Можете ли вы представить себе такие ситуации?

Все гости ресторана превращаются в единый организм, который поглощает, переваривает пищу, получает одинаковое удовольствие и пользу от еды, от процессов? Или больничную палату, в которой находятся пациенты с разными диагнозами, и врач лечит всех единовременно одним единственным способом.

Представить, конечно, можно... Во-первых, такие ситуации вызывают ощущения полнейшего абсурда, во-вторых, они невозможны в реальности.

Вот такая же разница между реальным настоящим тренингом и тем представлением о тренинге, которое укоренилось в обществе.

Обращайтесь, если что... (любой город; первая консультация проводится бесплатно).

С уважением, Е.А.Нечаева