418 подписчиков

Как работает алгоритм Ютуба Часть 1

1K прочитали
 Так много задают вопросов про алгоритм Ютуба и сегодня мы сделаем “глубокое погружение”, так что вы сможете понять чего Ютуб хочет и как все таки сделать свое видео лучше, чтобы Ютуб его продвигал и

Так много задают вопросов про алгоритм Ютуба и сегодня мы сделаем “глубокое погружение”, так что вы сможете понять чего Ютуб хочет и как все таки сделать свое видео лучше, чтобы Ютуб его продвигал и рекомендовал.

Это статья написана на основе презентации, которую проводил один из гуру ютуба Дерал Ивз.

----

Ох, этот пресловутый алгоритм Ютуба. Хочется сегодня подать эту информацию по новому, так чтобы авторы, создали контента могли лучше понять ее и усвоить. Будет только мясо, поэтому советую посмотреть видео до конца чтобы не упустить какой то важной мелочи.

Для тех, кто никогда не слышал кто такой Дерал Ивз, а скорее всего мало кто про него вообще у нас слышал, пару слов о нём, чтобы не было вопросов кто это такой и почему я должен его вообще слушать.

Этот товарищ на ютубе с 2005 года, работает с крупными авторами и занимается (у нас бы сказали продвижением хаха) созданием аудитории и конвертацией этой аудитории в деньги. В его активе 40 миллиардов просмотров, 21 одна золотая кнопка с нуля, и кроме того еще 20 миллиардов просмотров на Фейсбук.

Когда речь заходит об алгоритме Ютуба, а особенно когда они меняются, многие авторы винят Ютуб в этом, что у них падают просмотры и вообще их это сильно расстраивает. Деррал описывает это как человека, который пытается запихнуть свою ручную кладь в самолете, с которой он летал годами ранее, в новые отсеки, которые стали меньше и куда обычным способом сумка уже не влазит, а человек упорно пытается снова и снова ее туда засунуть.

Речь о том, что изменения в работе ютуба приводят к тому, что старые методы уже не работают и к новому надо подходить по новому.

И я уверен, что многим авторам нужно понять, куда движется ютуб, осознать важность ютуба, и цель этой презентации как в том чтобы понять ютуб в целом, так и цели которые он имеет, чтобы ваш контент согласовывался с этим.

Итак, тогда, в 2005 году Ютуб начинался как сайт знакомств, да именно так. И они через некоторое время заметили, что пользователи не используют его по назначению, а постят своих кошек, пранки, скетчи и другие такие штуки. И они приняли тогда очень мощное решение уйти от сайта знакомств и взять все данные и уже продолжать как видео репозиторий. Вот так начался ютуб и я хочу чтобы вы увидели пару ключевых моментов чтобы это помогло лучше понимать ютуб и принимать более правильное решение в будущем.

Первое это то что гугл увидел в этом большой потенциал и купил ютуб за 1.65 млрд долларов. Это было в 2006, и это было очень вдохновляюще тогда, гугл тогда уже был хорош в поиске и мог помочь в том чтобы находить хороший контент. И это как раз было то что было нужно ютубу, чтобы преуспеть.

Однако самая большая сложность с которой столкнулся ютуб и собственно сталкивается по сей день, началась в 2007 году. Они добавили динамику в свою экосистему, что создало проблемы для нас как авторов или рекламодателей и так далее.

В августе 2007 года они запустили рекламу внутри видео, а в конце того же года партнёрскую программу.

Как было сказано, это было вдохновляюще время для рекламодателей потому что наконец-то мы получили возможность для наших объявлений быть увиденными, потому что до этого они были сбоку или снизу но не в самом контенте.

Также, партнёрская программа тоже стала важной вещью, так как доходы от рекламы теперь делились между ютубом и авторами. И это помогало авторам быть более мотивированными чтобы создавать контент и использовать ютуб, а не какую-то другую платформу.

И что случилось дальше, это создало балансирование или компромисс, который ютуб имеет.

Они очень заботятся о зрителе, и также должны поддерживать авторов, чтобы те создавали отличный контент ну ещё нужно чтобы рекламодатели были довольны. И говорю вам это реальная проблема с которой сталкивается ютуб. Это реальная проблема - балансирование между этими группами. Деррал утверждает что с 2007 года ни разу не видел баланса. Какая то область получает избыток внимания, что создаёт некую неловкость в других.

И в 2007 авторы увидели в этом огромную возможность. У некоторых настолько заблестели доллары в глазах, что они подумали что больше просмотров это больше денег, и они стали делать вводящие в заблуждение, обманчивые заголовки, потому что это было частью алгоритма в то время, который учитывал количество просмотров и кликов на видео. И этот процесс с обманными заголовками только накапливался, как снежный ком.

И что произошло. Ютуб реально уделяет внимание зрителю и данным зрителя. И зрители на самом деле стали разочаровываться. Потому что стало нужно сделать больше кликов, чтобы найти качественное видео. И ещё они имели дело с новой штукой а именно с объявлениями, которые появлялись в видео. И они выяснили что зрители проводят меньше времени на ютуб из за этой сложности.

И это происходит с 2007 года, накапливаюсь и усиливая эффект. И вот с чем столкнулся ютуб в конечном итоге, это чтобы авторы создавали контент лучше, и рекламодатели были довольны, но вот зрители, они были крайне не удовлетвореныв то время, чрезвычайно недовольны и не удовлетворены. Если вы смотрели ютуб в те годы, вы понимаете о чем я. Найти что-то стоящее было просто нереально, и лично я несколько лет просто перестал пользоваться ютубом.

И некоторые отличные авторы в 2007-2008 годах перестали заниматься созданием контента из за сильно обратной реакции. Было такое мнение что авторы продались ютубу. Были даже такие комментарии типа "я отписываюсь от каждого у кого в видео есть реклама, а если она будет у всех я просто найду другой сайт где ее нет" или "я категорически против рекламы в видео, это уже слишком. Я отпишусь от ютуба!"

И это немного расстраивало и разочаровывало, ведь гуглу нужно зарабатывать деньги, которыми он делится с авторами чтобы те делали хороший контент. И часть зрителей была разочарована таким положением вещей, однако ютуб и гугл стояли на своих позициях, что в общем было правильно и в конечном счёте привело ютуб к тому чем он является сейчас и благодаря чему многие авторы неплохо зарабатывают на платформе. И для многих ютуб стал основным источником дохода, благодаря тем решениям, которые были приняты тогда.

Также, важно отметить, что главный фокус ютуба в то время был на наблюдении за тем, что зритель делает на платформе. И это не изменилось с тех пор,это то в чем ютуб заинтересован. Им очень важно понимать как зритель взаимодействует с контентом и что они делают потом, и что их приводит на платформу. Все это сигналы, которые ютуб отслеживает.

И в 2010-2011 годах мы заметили, что зрители совершают больше кликов, и не находя сразу что им нужно, разочаровываются и становятся неудовлетворенными. И подумали А что будет если у нас будет сильный движок рекомендаций? Что мы сможем сделать, если мы будем рекомендовать правильный контент правильному зрителю в правильное время? И это было то, в чем ютуб был первым, ранее подобных сервисов не было.

И в 2011 году было представлен YouTube AI (искусственный интеллект юутба) на основе машинного обучения. И главное в этом было то как Ютуб отображает контент, который был бы интересен зрителю. Как я сказал, они добавили искусственный интеллект к алгоритму рекомендаций и все изменилось, можно сказать что изменилось радикально.

Если посмотреть на график, видно, что с этого момента просмотры “взлетели”, люди стали смотреть больше контента, чем когда либо ранее. Однако, они там не стали рано радоваться (ну разве что чуть чуть отпраздновали), и стали смотреть на данные. И это еще одна вещь, которую каждый автор должен понимать, что ютуб принимает решения, которые касаются зрителя, автора или рекламодателя, КОТОРЫЕ ОСНОВАНЫ НА АНАЛИЗЕ ДАННЫХ.

И когда они посмотрели на данные, они увидели, кто зритель что-то делает, что существует определенный тип поведения. Это был как звоночек. Они перескакивали и не смотрели видео целиком. И это говорило о том, что этот контент не является идеальным для этого зрителя. И происходит то что люди кликают, но не смотрят, и это был такой решающий момент в ютубе, когда началась эпидемия кликбейта. Многие люди просто “обыгрывали” алгоритм чтобы просто получить клики, и в том время было очень легко получить клики и просмотры. А алгоритм тогда работал так, что чем больше кликов получало видео, тем выше оно ранжировалось в поиске и чаще появлялось в рекомендациях. И тогда в ютубе решили, что пора внести радикальные изменения, после которых у многих авторов начались проблемы. И эти изменения связаны с конкретной датой - 15 марта 2012 года.

Они решили изменить главную метрику работы алгоритма с кликов и просмотров на время просмотра. Это было немного пугающе, ведь они тогда меняли саму суть работы алгоритма. И вот на графике видно, как это повлияло на просмотры. Было жесткое падение.

В тот день у многих авторов была паника, все ютуб сломался, что мы будем делать. Однако, как уже было сказано, ютуб изучает данные, и чтобы собрать достаточно данных для анализа нужно больше чем несколько дней и спустя пару месяцев ситуация уже начала выправляться. Ютуб стал буквально очищаться от спама и кликбейта и становится таким, каким мы его знаем сегодня.

Но все началось тогда , и уже в течение следующих месяцев к маю время просмотра было в 4 раза больше чем за прошлый год. Это огромная разница. Это значит что людям действительно нравится контент, который они смотрят. И они ищут еще контент, который нравится, и таким образом накапливается время просмотра, и затем они уже ищут людей, которые так же заинтересованы в таком виде контента.

Это была просто трансформация ютуба, и путь на который встал сервис тот же, каким платформа идет и сегодня. В 2012 году время просмотра составляло 100 миллионов часов в день, в 2019 году эта цифра уже 1 миллиард часов просмотра в день. Это говорит о том, что то решение было верным, потому что зритель, о котором они очень и очень заботятся, стал смотреть больше больше больше.

И я думаю нам всем важно понимать откуда берётся все это время просмотра. Поняв это будет проще понять что конкретно нам нужно делать.

Сейчас 70% всех просмотров на ютубе приходится на рекомендованные видео. И это говорит о том, что ютуб очень и очень хорош в том чтобы помочь зрителю найти контент который он хочет смотреть.

И был еще одно изменение,когда ютуб перешёл с собственного движка искусственного интеллекта на Google Brain. И это стало частью инфраструктуры искусственного интеллекта и машинного обучения, которую использует ютуб и которые обслуживают алгоритмы. Там куча алгоритмов, не один.

Но этот искусственный интеллект особенный, с особыми целями и задачами, чтобы помочь ютубу реализовать его цели.

Но вернемся к ютуб AI. Первое для чего он предназначен это предсказать что зритель будет смотреть. Потому что если он сможет предсказать что зритель будет смотреть, он сможет удерживать зрителя на платформе дольше. Цель его показать правильное видео правильному зрителю и удержать его на платформе подольше. И они настолько преуспеть в этом, что даже внедрили функцию ограничения времени. Безумно но правда. AI очень хорош, мне постоянно попадаются классые видео с каналов которые мне раньше не встречались.

Можно сказать что ютуб сосредоточен на индивидуальном зрителе, ютуб следует за аудиторией, куда бы она не двигалась и что бы не делала. И это то, в чем ютуб очень хорош, когда они берут все эти данные и на основе их принимают те решения, когда и кому показать то или иное видео.

И они всегда где-то что-то улучшают, подкручивают, экспериментируют, но в конечном итоге они исходят из миллиардов байт данных об обратной связи аудитории. Я имею в виду, они по сути смотрят, откуда пришёл зритель, как долго пробыл на платформе, что он делал после того как посмотрел первое видео, после того как посмотрел второе видео, что они делают когда уходят.

Это все data points или триггеры, которые дают вес или средство для того чтобы получать больше рекомендаций ютуба.

Приведу пример. Если вы автор, который создает сессию, то есть если кто-то приходит на ютуб из-за вас и смотрит ваше видео, это является мощным сигналом, потому что вы привели пользователя в экосистему ютуба, и второе это то, что зритель делает потом. И скажу вам, те авторы, которые не уделяют этому внимания потом обнаруживают, что их видео тоже не работают, потому что они не продумывают что зрители делают на их видео, и я призываю уделять этому внимание и создавать органическую атмосферу чтобы зрители совершали определённые действия, и мы поговорим об этом чуть позже.

Но в конечном счёте все эти миллиарды байт информации об аудитории нужны потому, что ютуб был, есть и всегда будет ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ. И говорю вам, для вас как для автора очень важно по понимать кто ваш идеальный зритель, ваш аватар. И когда вв привлекаете таких людей на ютуб, тогда ваши видео начнут работать хорошо, потому что ютуб будет думать, О, этому типу зрителей нравится этот контент, давайте ка найдём ещё таких зрителей, кому нравится такой контент. Это все для и о зрителе!

И люди часто фокусируются на канале, а реально тут все всегда о видео и зрителе. Каналы исчезнают, и я буквально говорю всем своим клиентам, людям с которыми я работаю или которых консультирую, что не беспокойтесь о канале, а беспокойтесь о видео, которые есть на канале, потому что ютуб сегодня и экосистема сегодня это не про подписчиков и каналы, это имеет некоторые достоинства, как срабатывают некоторые вещи, но в конечном итоге это все про видео, про то, что делает зритель, как он взаимодействует с этой конкретной единицей контента, что он делает после.

Это очень и очень важно, и напомню что ютуб это всегда про видео и про зрителя. И когда вы понимаете как работает алгоритм, вы можете делать некоторые улучшения и буквально найти успех.

И иногда требуется помощь и цель этого видео как раз помочь понять как все устроено, и свести это к простым и понятным вещам, без понтов типа вот такая стратегия или вот такая тактика.

И я бы хотел чтобы вы поделились этим видео с вашими друзьями авторами которых вы любите.

Но в конечном итоге я хочу чтобы все кто смотрит, признали одну вещь. Вините свой контент а не ютуб в проблемах и трудностях, с которыми вы сталкиваетесь. И я всем сердцем верю, что вся проблема в том что видео не продвигается ютубом заключается в самом видео. Конечно бывают сбои, ложные срабатывания и тп, и думаю многие с этим сталкивались, про это можно целую дискуссию развернуть, но в целом авторы должны винить контент а не ютуб в том что видео не работает для определённого зрителя или типов зрителей, которые потребляют этот контент.

Это может быть грубо, я знаю некоторые авторы говорят, вот опять этот алгоритм, но давайте сделаем шаг назад, передохнем и посмотрим, как можно улучшить контент, основываясь на там, что ютуб должен показать, ведь сейчас у нас есть множество инструментов, которых раньше не было., и они довольно просты в использовании, думаю что многим авторам это будет близко, и второе, хорошая новость в том, что, анализируя эти data points, все что нам нужно делать, это небольшие правки или корректировки. И эти небольшие корректировки помогут приблизиться к тому, чтобы видео попадало в рекомендации или им стали делиться. И если мы можем видеть все эти индикаторы, мы можем стать лучше как авторы.

Я не говорю чтобы прямо подстраиваться и просто делать контент который любит ютуб, но я говорю о том, чтобы, используя свою индивидуальность, креативность и талант, создавать видео, которые будут привлекательны и интересны для кого-то. И как только мы определим кто этот человек, Ютуб найдет и будет рекомендовать это другим таким как это он.

И этими небольшими корректировками мы также будем улучшать зрительский опыт, и чем больше мы будем улучшать зрительский опыт, тем больше наши видео будут рекомендоваться.

ЧТО ТАКОЕ КОНТЕНТ. Если вы когда то слышали Деррала Ивса, то наверняка знаете, что контент это больше чем просто видео. Это название, это значок видео, это самое видео и субтитры, это описание. И как говорит Деррал, многие люди из тех, что он консультировать имеют слабые места в одной или даже во всех этих областях. И когда они улучшают пару этих областей, они начинают сразу видеть довольно значительный успех. Один человек сказал, что даже не думал что это так просто, они просто поработали над значками и это значительно повысило “находимость” роликов.

И мы будем говорить обо всех вещах, на которые вы должны обращать внимание как автор, и как читать эти данные.

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ. ПОДПИШИСЬ ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ!