Вот практически уверен, что большинство читающих эту статью мотоциклистов обслуживают мотоцикл сами на столько глубоко на сколько могут. А могут в основном заменить фильтры, свечи, высоковольтные провода, охлаждающую жидкость и конечно же - масло! Вот о нем и поговорим.
Существует миф о том, что для мотоциклов есть специальные масла и они очень отличаются от автомобильных именно тем, что в них что-то там секретное мотоциклетное добавляют на заводе.
На самом деле нет (маркетологи плачут в стороне). Кроме наклейки на канистре с изображением мотоцикла, внутри канистры ничего для мотоцикла нет. Там обычное моторное масло с присадками, соответствующими стандартам для ДВС на бензине.
В основном, мотоциклетное масло, это хорошее масло, синтетическое или полусинтетическое, которое соответствует стандарту JASO MA2. Имеет соответствие API SE, SF или SG, то есть подходит для работы сцепления в масляной ванне и моет двигатель. Вязкость также играет роль. Основные мото-масла делятся на два типа:
· жидкое 10W40/10W60
· густое 20W50,
Последнее, в большинстве, относится к минеральным.
Есть еще дизельные масла, у них другой набор присадок, может быть добавлен молибденовый комплекс и т.д., многочисленные "ревитализанты", типа "керамики". Такие масла не пригодны для мотоциклов, т.к. приводят к "остекленению" дисков сцепления.
Весь вопрос в мокром сцеплении? - Да! По конструктиву двигатели современных мотоциклов, мало отличаются от ДВС автомобилей. В некоторых мотоциклах даже применяются автомобильные детали.
Например, в Yamaha RoadStar XV1600 установлены гидрокомпенсаторы от автомобиля Chrysler, а в Yamaha Dragstar 1100 установлены автомобильные свечи, при чем дешевого класса и всего две.
Я имел в виду конечно же сами двигатели, без КПП. В мотоциклах КПП в большинстве (кроме бренда HD) совмещена с самим мотором и масло используется одно и то же, что для коробки передач, что для силового агрегата. Это также накладывает некоторые ограничения (в основном по вязкости).
Когда инженеры разрабатывали мотоциклетные моторы совмещенные с КПП, пришлось решать непростую задачку:
1. масло должно быть в меру вязким, что бы позволять нормально функционировать механизму КПП,
2. должно обладать хорошими моющими свойствами, что бы отмывать пыль от постоянно трущихся фрикционов сцепления,
3. должно хорошо охлаждать мотор при циркуляции по масляным каналам,
4. должно обладать устойчивой масляной пленкой, малым угаром и т.д.
И что вы думаете, эти требования применимы только к мотоциклетным маслам? Как бы ни так! Производители масел стремятся повышать качество и балансировать присадки таким образом, что бы потребитель ощущал эффект от применения их продукции.
Смысл делать хорошее масло? Смысл есть! Оно меняется по пробегу, т.к. даже самое хорошее, "долгоработающее" масло перестает быть таковым уже после 6-8 тыс км. А после 15 тыс и вовсе теряет большую часть свойств и подлежит замене, т.к. все присадки, находящиеся в нем отрабатывают сроки службы, меняются его щелочные показатели и плотность пленки. Владельцам транспорта с ДВС приходится менять масло регулярно, это как поход за хлебом, т.е. спрос есть всегда.
Автомобильные масла не уступают мотоциклетным по своим характеристикам, кроме специальных для спортивных мотоциклов, участвующих в гонках. Кстати о таком масле: существует миф о том, что оно - эффективнее большинства! Оживляет мотор! Отмывает мотор! Он после него начинает ЕХАТЬ! Да, начинает, но быстро заканчивает, т.к. масло это специальное и применяется исключительно в спортивных соревнованиях, из расчета "одна замена - одна гонка". Присадки в нем уже активны, не нужно время что бы начать работать, но за такой активностью стоит недолговечность. Оно теряет свои свойства практически полностью уже после 2-3 тыс.км.
Про подделки также молчать не стоит, чем дороже масло в оригинале - тем больше будет шанс купить подделку. В лучшем случае, это будет обыкновенная "минералка" со стандартным пакетом присадок. В худшем же случае, - это будет фильтрат отработки с добавлением "отбеливателей" и "красителей" без добавления пакета присадок.
О присадках, их делают 4 гиганта: Chevron Oronite, Afton Chemical, Infineum, Lubrizol. Пакеты присадок продаются уже готовыми и производители масел добавляют их как парфюмер добавляет эфиры в свой "букет", получая нужные свойства. Базовые масла из которых на 80% состоит ЛЮБОЕ моторное масло, производят немало компаний, но технологии одни и те же для каждой из групп (всего их 5 ).
Вместо итога: И так, кроме вязкости, стандарта JASO MA2 и соответствия API SE, SF или SG все остальное одинаково? -Да, кроме наклейки на канистре и цены, обычно завышенной в 2-3 раза. При выборе масла для своего мотоцикла, пользуйтесь рекомендацией производителя в плане вязкости, она должна быть в установленных пределах. Помните, что все мотоциклы, кроме старых Ducati, некоторых BMW и советских УРАЛ/Днепр/К-750, имеют сцепление в масляной ванне и нужно искать на канистре с маслом информацию о соответствии стандартам!
Из личного примера, на малокубатурном (400куб.см) мотоцикле с жидкостным охлаждением и "мокрым сцеплением" отлично себя показало отечественное масло (полусинтетика), а затем отечественное масло класса премиум уже другой фирмы. Те же характеристики по температуре, сцепление не проскальзывало, коробка не хрустела, угара масла не было, мотор не разорвало в клочья и он не заклинил.