Найти тему
В мире вещей

Вещи из СССР: Советские журналы, личные воспоминания. Часть 2: журналы для молодёжи

фото - иллюстрация
фото - иллюстрация

Продолжаем вспоминать советские журналы. Для молодёжи, как и для детей, журналов в СССР выпускалось много. Каждая советская семья, в которой воспитывались подростки или молодые люди, старалась выписать периодику и для них. И эта категория советских людей тоже выхода нового номера любимого периодического издания ожидала с нетерпением.Тогда у многих советских людей журналы в почтовом ящике были привычным явлением, конечно, рейтингов никто не проводил, но многомиллионные тиражи говорили сами за себя.

фото - иллюстрация
фото - иллюстрация

Я хорошо помню журнал «Ровесник» советских времён. «Ровесник» —молодёжный журнал, выходящий с июля 1962 года. Основная аудитория — молодёжь от 14 до 28 лет. Это был первый журнал, ориентированный исключительно на молодежь. Он стал настоящим прорывом для издательского дела в Советском Союзе. Именно в «Ровеснике» впервые были затронуты недоступные прежде темы: рок-музыка, жизнь и культура зарубежной молодежи и другие. В журнале также публиковали рецензии на новые фильмы и музыкальные альбомы. Так как «Ровесник» писал на уникальные тогда для советской молодёжи темы, можно догадаться, что журнал пользовался огромной популярностью в советское время. Молодежь зачитывала журнал «Ровесник» до дыр, тиражи достигали миллионов экземпляров. Я тоже в свои 16-20 лет с удовольствием читала этот прогрессивный, как нам казалось в то время, журнал.

В 1980-х и 1990-х годах в «Ровеснике» публиковалась «Рок-энциклопедия Ровесника» — практически первый опыт рок-энциклопедии на русском языке. Писал её Сергей Кастальский, и в каждом номере публиковались несколько статей энциклопедии, в алфавитном порядке. «Ровесник» и сегодня является популярным ежемесячным журналом о музыке, шоу-бизнесе, новинках кино, видеофильмах, образовании, отдыхе и развлечениях, выходящий тиражом 30 000 экземпляров.

фото - иллюстрация
фото - иллюстрация

«Юность» - ещё один замечательный журнал, которым я зачитывалась в юности и молодости. «Юность» — литературно-художественный иллюстрированный журнал для молодёжи. Он был основан в Москве в 1955 году по инициативе Валентина Катаева, который стал первым главным редактором и был снят с этой должности в 1961 году за публикацию повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова.

Эмблема «Юности» — одноимённая линогравюра литовского художника-графика Стасиса Красаускаса, являющаяся одним из наиболее известных произведений автора («круглое девичье лицо с пшеничными колосьями вместо волос». Она воспроизведена на надгробии художника.

От остальных литературных журналов «Юность» отличалась большим интересом к общественной жизни и окружающему миру. В ней существовали постоянные разделы «Наука и техника», «Спорт», «Факты и поиски». Он одним из первых журнал осветил явление бардовской песни, а в 80-е годы — «митьков». Одной из наиболее характерных особенностей «Юности» был юмористический раздел, который в 1956—1972 годах носил название «Пылесос», позже — «Зелёный портфель». Редакторами раздела в разное время были Марк Розовский, Аркадий Арканов и Григорий Горин, Виктор Славкин и Михаил Задорнов.

«Юность» всегда оставалась юностью, и старалась идти в ногу со временем. А в 60—70-х годах и журнал в целом, и отдельные его авторы подвергались партийной критике. Журнал «Юность» пережил два пика популярности: в 60-х и в конце 80-х. Тогда каждый номер становился событием в жизни каждого его читателя. В «Юности» были также цветные вкладки, посвящённые живописи, где среди прочих выступали такие художники, как Алексей Леонов, Илья Глазунов, Михаил Шемякин, Вагрич Бахчанян и другие. В 1987 году был открыт постоянный публицистический молодёжный дискуссионный раздел «20-я комната», который быстро приобрёл большую популярность у читателей. До 1991 года журнал являлся органом Союза писателей СССР, в дальнейшем он стал независимым изданием.

фото - иллюстрация
фото - иллюстрация

С интересом читала я и журнал «Смену» - иллюстрированный популярный гуманитарный журнал с литературными традициями. Он был самым массовым молодёжным журналом Советского Союза. С момента основания в журнале выходили премьерные публикации книг, которые потом становились бестселлерами. Именно в «Смене» были напечатаны отрывок из нового романа Алексея Толстого «Пётр I» и его сказка «Приключения Буратино». В 1975 году на страницах «Смены» появился роман братьев Вайнеров «Эра милосердия». В разные годы с журналом «Смена» сотрудничали Зощенко, Бабель, Горький, А. Платонов. Также на страницах журнала «Смена» публиковались А. Фадеев, В. Астафьев, В. Быков, Ю. Нагибин, Ю. Семенов, братья Стругацкие.

С момента основания журнала информационно-публицистический раздел всегда выполнял в основном пропагандистскую роль, но с началом перестройки в середине 80-х годов главным редактором стал Альберт Лиханов, а редактором отдела литературы и искусства — Валерий Винокуров, и журнал стал печатать для молодежи ранее запретные темы — борьба с ханжеством, бюрократией, рок-музыка, молодежные субкультуры и другую интересную информацию. Поэтому к концу 1980-х годов тираж «Смены» достигал более трёх миллионов экземпляров.

фото - иллюстрация
фото - иллюстрация

Хорошо помню я и журнал «Студенческий меридиан». Это тоже публицистический, научно-популярный и литературно-художественный молодёжный журнал, образованный в 1924 году под названием «Красная молодёжь». Потом название менялось ещё два раза («Красное студенчество», 1925—1935; «Советское студенчество», 1936—1967). С удовольствием советская молодёжь выписывала и читала этот журнал, он тоже был очень популярным. Известно, что в архиве редакции хранится сертификат «Книги рекордов», подтверждающий, что редакция обладает уникальной коллекцией из 36 тысяч поцелуев, присланных в «Студенческий меридиан» поклонницами журнала.

фото - иллюстрация
фото - иллюстрация

Журнал «Парус» тоже был любимым у молодых людей СССР, особенно тех, кто увлекался фантастикой. «Парус» (до 1988 года он назывался «Рабочая смена») — всесоюзный молодёжный журнал, печатавший художественные рассказы, как начинающих советских авторов, так и всемирно известных зарубежных авторов. Тираж его доходил до 1 миллиона экземпляров. На последней странице журнала публиковались обложки для кассет как отечественных групп («Алиса»), так и зарубежных («Animals»). Также почти в каждом номере журнала печатался фантастический рассказ.

фото - иллюстрация
фото - иллюстрация

Я помню в советское время выходил журнал «Техника-молодёжи», его выписывал и с удовольствием читал мой брат, который младше меня всего на 1 год. Брат мне рассказывал, что в свои первые годы журнал «Техника- молодежи» был техническим изданием, в котором публиковались и идеологические материалы. Позже в журнале начали публиковаться лучшие произведения советской и зарубежной фантастики.

За время своего существования журнал оказал влияние на несколько поколений советских граждан. Редакцией журнала организовано свыше 20 всероссийских и международных смотров-конкурсов автомобилей самодеятельных конструкций. Так же под руководством этого журнала создавались многочисленные кружки и секции, клубы юных аквалангистов и конструкторов самодельных автомобилей. Он помогал раскрыть потенциал изобретателей, новаторов и рационализаторов — многие из них признавались, что еще подростками зачитывались каждым выпуском «Техники-молодежи». Помимо этого, журнал популяризировал многие виды спорта, сейчас распространенные, такие как дельтапланеризм, скейтборд, горные лыжи и другие.

Я узнала, что журнал «Техника молодежи» — одно из популярнейших изданий СССР, в архиве которого более 900 выпусков, а общий тираж, только подумайте, составил более миллиарда экземпляров!!!