Мы беседуем с Евстратовым Антоном, в прошлом российским, а ныне, армянским журналистом. И узнаем мы как и чем живет современная Армения, что изменилось в этой стране, после "бархатной" революции.
С чем был связан твой выбор – перебраться в Армению? Почему Армения? Почему, к примеру, не страны Прибалтики, с более высоким уровнем жизни среди прочих держав в СНГ?
Так уж получилось, что сфера моих научных и профессиональных интересов – Ближний Восток. А Армения исторически, территориально и культурно близка к данному региону. Я часто пересекался по работе с армянскими учеными, журналистами, политиками, дипломатами. Одним из таковых стала моя жена, работавшая тогда в МИД республики Арцах (Нагорно-Карабахская республика). После знакомства с ней я в первый раз попал в Армению и в Арцах, и практически сразу принял решение остаться. Мне понравилось здесь все – и потрясающей красоты природа, и мягкий климат, и множество древних исторических и культурных памятников, и здоровые и качественные продукты питания и, конечно, люди – добрые, душевные, по-бытовому адекватные, но при этом очень храбрые и решительные, когда дело касается защиты своей Родины, своего дома, своих близких. Кроме того, Ереван я рассматривал изначально как удобную базу для поездок в Иран и другие государства Ближнего Востока. В результате – стал уже не столько российским журналистом и ученым, сколько армянским. И меня это полностью устраивает. Так – ведомый любовью, я приехал в страну, знакомую мне ранее только по книгам, и… ни минуты не пожалел. Возможно, в Прибалтике уровень жизни и выше, но я сомневаюсь, что там бы мне было столь же комфортно, сколь в Армении.
У меня в Армении служил отец. До сих пор положительно отзывается об этом регионе, даже отмечал их немного иное отношение к происходящему тогда, а еще меньшую религиозную фанатичность и агрессивность. Скажи, на твой взгляд, что-либо изменилось с тех пор? Кто они вообще – армяне?
Кто они – армяне… этот вопрос я себе продолжаю задавать, даже прожив здесь несколько лет. Очень разные – и это объяснимо, ведь судьбы армянского народа были очень тернисты… Империя Тиграна Великого, несколько великих государств, потеря государственности, многовековое угнетение, героическая борьба за свободу, Геноцид, рассеяние по всему миру, долгожданное обретение государственности, причем, не с первой попытки… Как думаешь, как это могло отразиться на национальном характере? Правильно, как угодно – преломления самые разные и, порой, полярные. Каких только армян я не видел! Армянское общество очень неоднородно – здесь есть люди, которые жили на этой территории веками, есть потомки беженцев от Геноцида, есть репатрианты, приехавшие в страну совсем недавно из тех же России, США, стран Европы, Азии, Африки. В последнее время несколько тысяч человек прибыло из воюющей Сирии. Они могут очень отличаться друг от друга. Но в целом, как я говорил выше, армяне очень адекватные – вменяемо смотрят на многие глобальные проблемы и реалии. Я полностью согласен с тем, что они, в общем и целом не особо религиозны, несмотря на то, что именно Армения была первым христианским государством мира. Я с трудом могу представить себе в современной Армении систематическое, оформленное насилие на религиозной почве, да и в целом армяне очень не агрессивны – бытовой преступности в стране в нашем, российском, да и постсоветском в целом, понимании, в Армении нет. Очень много внимания уделяют образованию, культуре, манерам. При этом, желая быть европейцами, в значительной степени остаются народом переднеазиатским, ближневосточным, что, впрочем, лично для меня – тоже не плохо. Очень любят детей. Здесь прямо какой-то детский культ, чего я не видел нигде и никогда ранее. При этом в целом мне, с моими взглядами на жизнь – между прочим, довольно леволиберальными, часто эпатажными, в Армении и среди армян – очень комфортно. И это притом, что в моем окружении практически нет моих соотечественников – в основном одни армяне.
Ты женат на армянке, имеешь опыт общения с русскими девушками. Насколько они отличаются друг от друга, если отличаются вообще?
Я убежден, что в личной жизни все зависит от конкретного человека. Моя жена, уроженка Арцаха, – человек в большей степени все-таки русской и европейской, чем чисто армянской культуры, поэтому здесь я вообще не ощутил каких-то принципиальных различий. А если в целом – то здесь, конечно, гораздо больше внимание уделяется институту брака и семьи, достаточно лимитированы, особенно это касается провинции, отношения парней и девушек до свадьбы. Что касается внешних моментов… здесь, например, мало, какая девушка решается курить или публично материться – это считается за отличие?
Чему мы бы могли поучиться у армян, чему они у нас?
Мы могли бы поучиться адекватным бытовым взаимоотношениям в своем социуме. Это когда вопросы не решаются грубостью или насилием, когда и матом обозвать человека – не принято и не хорошо. Думаю, россиянам, особенно вне крупных городов, этого очень не хватает. Что касается армян, то многим из них можно было бы добавить нашей прямоты, лаконичности, быстрого перехода от слов к делу. Но это, опять же, сильно зависит от конкретного человека и конкретной ситуации.
Недавние события в Армении, связанные со сменой власти. Как так получилось, что Армяне оказались культурнее и либеральнее более европейских стран: России и Украины. Российское ТВ было в ожидании «нового Майдана», а вышло разочарование для Киселевых и Соловьевых. Как ты видишь эти события?
Революция в Армении назревала очень давно. Уже когда я впервые попал сюда, в 2014 году, я видел революционные настроения, неприятие действовавшей власти и несогласие с ней во всем. Это и немудрено – коррупцию, непотизм, откровенное воровство и самоуправство в маленькой небогатой воюющей стране очень сложно скрыть. Власть просто смеялась над народом, унижая его на каждом шагу – не только экономически, размерами своих дворцов на фоне бедности основной массы населения, но и совершенно в открытую – морально. Потом я был свидетелем «Электромайдана» и истории с захватом полицейского участка группой «Сасна Црер». Однако то, что произошло весной прошлого года – это, конечно, событие беспрецедентное и удивительное, во многом доказавшее высочайший культурный, нравственный уровень армянского народа и наличие в стране гражданского общества. Ты правильно отметил – Армения оказалась культурнее и либеральнее большинства постсоветских государств, но это так и было даже при прошлой власти – имелась оппозиция, свободные СМИ, эта самая власть критиковалась так, как мы с тобой в России вряд ли себе представляли. И недовольство достигло критической массы, вызвав революцию. Особенно отрадно, что прошло все бескровно и «бархатно». И это – достижение, не меньшее, чем само по себе свержение старой власти.
Что нужно, чтобы переехать жить в Армению? Насколько армяне приветливы к эмигрантам?
Российского загранпаспорта на полгода жизни в Армении хватит. Потом можно оформить временную регистрацию – и жить, сколько угодно. За все время жизни в Армении я практически ни разу не фиксировал ксенофобию, неприветливость или агрессию в свой адрес – как эмигранта. Наоборот, все интересовались, порой, удивлялись, как я мог переехать из вроде бы благополучной России… Я с удовольствием объяснял, что и Россия не так благополучна, как кажется, и Армения не так бедна, как думали мои собеседники. Здесь главное найти работу, обустроиться. В остальном – проблем быть не должно.
Армения, все же, больше восточная страна или же ее культура ближе к Европе?
Как я уже говорил выше, многие армяне мыслят себя европейским народом, но все же основная часть общества на данный момент – это Ближний Восток. Я жил до того в Сирии. Жил в Иране. Мне нравится.
Насколько велико влияние Турции и вообще Ближнего Востока в культуре Армении?
Турция для армянского народа – один из самых серьезных раздражителей. Значительная часть фольклора, литературы и культуры вообще посвящена борьбе армян именно с турецким империализмом. Поэтому здесь имеет место турецкое влияние – но однозначно негативное. Турция и, конечно, Азербайджан – однозначно, враги N1 и N2. Что касается Ближнего Востока – то многие живущие в Армении армяне – уроженцы Ливана, Сирии и других стран Ближнего Востока, а также их потомки. Они привнесли с собой в местную культуру много новых веяний – от арабских словечек в лексиконе, до ливанских ресторанов в Ереване и сильных традиций армянского востоковедения, которое и на данный момент – в мировом научном топе.
Где бы ты посоветовал побывать, желающим приехать в эту страну?
Мне бы хотелось прокатить по Армении каждого желающего, и показать эту страну так, как ее вижу я. Вне сомнения, мой взгляд очень специфический, и тем не менее. Однозначно надо приехать в Ереван, и посетить его достопримечательности – Каскад, площадь Республики, в исторический музей, и музей Геноцида, крепости Эребуни и Тейшебаини. Гюмри, культурная столица Армении – очень красивый город с уютным историческим центром. Монастыри Нораванк, Татев (где также можно прокатиться на самой длинной в мире канатной дороге), Хор Вирап будут интересны отнюдь не только верующим людям, но и всем любителям истории. То же самое и с Эчмиадзином – религиозным центром Армянской апостольской церкви. Летом обязательно стоит искупаться в озере Севан и посетить расположенный на его берегу монастырь Севанаванк. Зимой – прокатиться на лыжах и сноуборде в Цахкадзоре. Но особенно я бы хотел посоветовать для посещений Арцах – сердце Армении и армянства, бьющееся с древнейших времен до сих пор. Территорию, которую армяне смогли отстоять боях с гораздо более многочисленным, богатым, хорошо вооруженным врагом. Там можно увидеть, как древний Тигранакерт, Средневековый Гандзасар и построенный в XVIII-XIX вв. Шуши, так и вполне современный Степанакерт, дышащий героической историей уже нового времени – победоносной Карабахской войной и завоеванием независимости и избавлением от угнетения. В целом история и культура в Армении – не в каких-то конкретных местах, музеях или памятниках. Она в Армении – везде, прямо под ногами.