Минпросвещения разработан проект закона совершенствующий процесс семейного устройства детей сирот.

Из информации, представленной разработчиками, законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс, Федеральный закон «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».

Законопроектом предлагается установить:

социально-психологическое обследование лиц, желающих принять

на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также их супругов, в случае если граждане состоят в браке, и определение порядка его проведения;

социально-психологическое обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семье опекуна или попечителя, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определение порядка его проведения;

подготовку близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, и определение порядка такой подготовки;

уточнение, что обязательность прохождения подготовки распространяется на лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) на основании акта о предварительной опеке и попечительстве;

утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных (специальных) программ подготовки для близких родственников ребенка, отдельных (специальных) программ подготовки для иных лиц, которые совместно проживают с ребенком и принимают участие в его воспитании, а также отдельных (специальных) программ дополнительной подготовки лиц, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок организации такой подготовки;

требование об отсутствии судимости и уголовного преследования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося

без попечения родителей, а также их супругов, в случае если граждане состоят в браке, за преступления, указанные в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 127, в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 СК РФ;

требования к площади жилых помещений лиц, желающих принять

на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (за исключением случаев усыновления и передачи ребенка под опеку (попечительство) его родственникам; усыновления ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают; усыновления и передачи под опеку (попечительство) братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой (попечительством) одного лица или супругов или были усыновлены одним лицом или супругами или воспитывались вместе одним лицом или супругами или находились под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывались не менее одного года вместе в одной воспитательной группе);

ограничение численности передаваемых на воспитание в семьи граждан детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением случаев усыновления и передачи под опеку (попечительство) братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой (попечительством) одного лица или супругов или были усыновлены одним лицом или супругами или воспитывались вместе в одной семье в период их нахождения под опекой (попечительством) или находились под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывались не менее одного года вместе в одной воспитательной группе);

возможность последующих усыновления или передачи под опеку (попечительство) детей гражданину, в семье которого уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети) по истечении года с момента вступления в силу решения суда о предыдущем усыновлении указанным гражданином ребенка или издания акта органа опеки и попечительства о назначении указанного гражданина опекуном (попечителем) (за исключением случаев усыновления и передачи под опеку братьев и сестер ребенка, в случае их не одновременного устройства в семью гражданина, а также усыновления или передачи под опеку детей, являющихся родственниками указанному гражданину);

преимущественное право бабушек и дедушек, совершеннолетних братьев

и сестер несовершеннолетнего и других родственников быть опекунами или попечителями перед всеми другими лицами при установлении предварительной опеки (попечительстве);

наделение Правительства Российской Федерации полномочиями

по определению формы акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя), а также порядка, сроков заключения и формы договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних;

понятие сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также граждан, принявших на воспитание детей в свои семьи (усыновление, опека, попечительство), наделение органов власти и организаций полномочием по организации сопровождения и определение порядка его предоставления, уточнения наименований субъектов Российской Федерации

и типов муниципальных образований;

возможность привлечения органами опеки и попечительства к деятельности по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся под опекой (попечительством), психологов (педагогов-психологов), специалистов в области воспитания, педагогов, юристов, а также иных специалистов организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, организаций, оказывающих социальные услуги, и определение порядка их привлечения;

наделение органов опеки и попечительства полномочием по проверке условий жизни подопечных при перемене места жительства несовершеннолетнего подопечного опекуном или попечителем и определение порядка проведения органом опеки и попечительства оценки последствий перемены места жительства подопечного и выявления условий, препятствующих проживанию несовершеннолетнего подопечного по новому месту жительства, а также порядок дачи органом опеки и попечительства согласия на перемену места жительства подопечного, постановки подопечного на учет по новому месту жительства подопечного;

уточнение требований, которые орган опеки и попечительства может указать в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства, касающихся прохождении дополнительной подготовки, предусмотренной пунктом 6 статьи 127 СК РФ, сопровождении, предусмотренном частью 6 статьи 2 Федерального закона № 48-ФЗ, уведомления органа опеки и попечительства об изменении состава семьи опекуна или попечителя, лиц, проживающих совместно с ними, а также такие требований, которые определяют конкретные условия воспитания, образования, лечения, несовершеннолетнего подопечного, в том числе его общения со своими братьями (сестрами), в случае если они не воспитываются в одной семье, а также иными родственниками (при их наличии).