166 подписчиков

"Группа крови" - альбом группы "Кино" изменивший мир

1,2K прочитали

"Группа крови", 1988 год

"Когда зазвучала "Группа крови", я понял, что это мой звёздный час! Я сразу почувствовал, что лучшего в этой студии не будет никогда", - делится воспоминаниями Алексей Вишня. По мнению Алексея, группа "Кино" не смогла записать ничего лучше "Группы крови", с чем можно не согласиться, но скорее он прав.

Все партии песен альбома "Группа крови" музыканты группы "Кино" писали самостоятельно в течении года, в домашних условиях, с использованием 4-канальной портативной студии Yamaha MT-44D.

Портативная студия Yamaha MT44D
Портативная студия Yamaha MT44D

Запись происходила в течении 1987 года в основном у Георгия Гурьянова "Густава", барабанщика группы. Юрий Каспарян (гитара) мог взять порта студию к себе для записи соло-гитары, потом вернуть Гурьянову для записи баса. По словам Алексея Вишни, Гурьянов был "ритмически собранный человек" и мог легко сыграть то, что было скучно играть Тихомирову (бас-гитара), но это было необходимо для синхронизации всех партий и "помочь мог только человек-машина", то есть человек с абсолютным чувством ритма. Таким образом несколько партий бас-гитары в песнях альбома исполнил барабанщик, Георгий Гурьянов. Например, "Мама, мы все тяжелобольны...". Для записи барабанов использовалась драм машина Yamaha RX-11, при помощи которой можно было запрограммировать различные ритмические рисунки, а также корректировать тембры ударных инструментов.

Драм машина Yamaha RX-11
Драм машина Yamaha RX-11

Сведение альбома "Группа крови" производилось дома у Алексея Вишни, с использованием вышеупомянутой портативной 4-канальной студии Yamaha MT-44D в течении 4-х дней. На каждый из каналов были поставлены 32-х полосные эквалайзеры с возможностью подавления шумов. Голос был обработан компрессором и ревербератором с эффектом холла (Hall). По звучанию этот эффект напоминает красиво осыпающийся воздух, активно используется во всех стилях музыки для объёмной обработки голоса и инструментов. Этот эффект, можно смело сказать, впервые использовался в истории Ленинградского рок-клуба. Конечно в Ленинградском дворце молодёжи был ревербератор Dynacord с подобным эффектом, который Алексей Вишня применял при записи альбома группы "Алиса", но ревербератор Yamaha SPX90 (1985 года), привезённый Джоанной Стингрей из Америки, был на порядок выше. Алексей получил этот ревербератор на год и иногда использовал его при работе со звуком на живых концертах группы "Мифы", за что получал равные доли от заработка, так как был со "своим инструментом".

Передняя панель ревербератора Yamaha SPX90
Передняя панель ревербератора Yamaha SPX90

Это сегодня каждая DAW (цифровая рабочая станция) оснащёна стандартным ревербератором с подобным эффектом, да и сторонних плагинов на любой самый притязательный вкус навалом, а тогда это было сравнимо с волшебством, происходящем на твоих глазах (точнее ушах)!

Право стать первым после "Аквариума"

В 1986 году Алексей Вишня "разбомбил" родительскую квартиру и построил студию на улице Гагарина. Туда сразу стал ходить Константин Кинчев, лидер "Алисы", что совершенно не понравилось Виктору Цою и группе "Кино" из-за чего те "ходили и дулись", ведь перед этим они успешно записали альбом "Это не любовь". Алексей плотно начал работать с Алисой, но вдруг из Киева приехал Сергей Лысенко, с просьбой записать саундтрек для дипломного фильма "Конец каникул". Алексей согласился, на что уже обиделся Кинчев, ведь всем хотелось больше студийного времени и на этой почве группа "Алиса" ненавидела группу "Кино". Это сегодня Кинчев поёт песни Цоя, а тогда они "враждовали и боролись за право называться первыми после Аквариума". Подружившись с "Алисой", Алексей поссорился с "Кино", которые тогда тесно общались с Джоанной Стингрей и дело даже дошло до того, что она стала женой Юрия Каспаряна. Музыканты "Кино" очень много уделяли ей внимания и Алексея это сильно раздражало.

"Она же им жвачку привезла из Америки, а я всего лишь студию предоставил, чтобы альбом записать", - с горечью и сарказмом в голосе вспоминает Алексей. В итоге они поссорились и Цой бросив наушники, ничего не сказав, выбежал из квартиры.

Но зря он так, ведь не только жвачка, а порта студия Yamaha MT-44D, драм-машина Yamaha RX-11, ревербератор Yamaha SPX90 тоже были привезены Джоанной, как и комплект аппаратуры для рок-клуба. Благодаря этому группа "Кино" на момент записи альбома была самой технически оснащённой в Ленинградском рок-клубе. Джоанна была дочерью американского миллионера, поэтому как могла поддерживала музыкантов.

Алексей Вишня в домашней студии. Фото Андрей Вилли Усов
Алексей Вишня в домашней студии. Фото Андрей Вилли Усов

На самом деле Вишня был лично обижен на Джоанну, из-за того, что она не воспринимала его как творческую личность, в отличии от музыкантов "Кино" и отказалась привезти из "штатов" устройство MIDI-синхронизации, необходимое ему для реализации своих творческих планов. К тому же не просто отказалась, а предложила ему самому купить 150$, которых естественно у советского гражданина не было.

Помирились они с Виктором примерно через год, на концерте группы "Поп-механика". Играть на гитаре Алексей виртуозно не умел, но ради такого дела попросился у Сергея Курёхина поиграть на совместных концертах, где прямо во время игры на сцене извинился и предложил Виктору закончить новый альбом в его студии, о чём подробно рассказывает в интервью на канале Oleg Latkis, опубликованном 8 февраля 2018 года.

Алексей Вишня и Виктор Цой. Фото Виктора Немтинова
Алексей Вишня и Виктор Цой. Фото Виктора Немтинова

Виктор недолго думая согласился, на радость Вишни, который был знаком с демо материалами альбома, благодаря Сергею Фирсову, активному деятелю Ленинградского рок-клуба.

"Пиратский план" Вишни

Алексей вдохновенно занимался работой и мечтал распространить альбом как можно быстрее, на что встретил возражение Виктора Цоя, который планировал передать его Джоанне Стингрей для издания на американском лейбле Gold Castle Records, основанном в 1987 году. По словам Цоя, альбом будет издан на компакт-дисках, о существовании которых в стране советов ещё мало кто знал. Оригинал финальной записи достался Алексею всего на один день. Он сделал копию на 38-ой скорости и дал задание жене с этой копии сделать несколько копий на компакт-кассеты. С оригиналом быстро слетал в Москву и продал копию Андрею Лукинову, одному из будущих генеральных директоров Real Records, за 200 советских рублей и коробку новых магнитных плёнок BASF SPR50. Средняя зарплата в СССР 1987 года равна 214.4 рубля, а плёнки бесценны, так как редкостная фирмища.

Через несколько дней Виктор Цой, находящийся на съёмках фильма "Игла" в Алма-Ата, увидел рекламу лидера продаж, нового альбома "Кино" в ларьке звукозаписи. Это были первые кооперативные магазинчики, где продавались компакт кассеты, вожделенные каждым школьником и меломаном. Стоили примерно 5 рублей, если Sony, Maxell или BASF, что сопоставимо с 10 полноценными обедами из трёх блюд, до объедения в хорошей советской столовой. МК-60 подешевле само собой. Названия групп и список песен, как правило были напечатаны на механической печатной машинке.

Виктор Цой. Игла. Фото ТАСС
Виктор Цой. Игла. Фото ТАСС

Точной информации о том, что Виктор был раздосадован нет, ведь поклонники завалили его письмами и "Группа крови" понесла имя Цоя вперёд, к славе! Посыпались звонки с предложениями и всё это произошло в течении двух недель. Именно "пиратский план" Вишни привёл к моментальному распространению альбома по стране. По уверениями Алексея, с Виктором они из-за этого не поссорились, так как Цой всё же "был благодарен такому неимоверному пиару и распространению альбома на огромную аудиторию". Это было издание, максимально приближенное к оригинальному звучанию, ведь оно напрямую вытекало из той самой первой копии. Компакт кассета фирмы Moroz records с настоящей полиграфией, появилась гораздо позже, когда страны СССР уже не существовало.

В том же интервью на канале Oleg Latkis, Алексей Вишня вспоминает один из эпизодов общения с лидером группы:

"Когда я организовал всю запись, предоставил музыкальные инструменты, студию, квадратные метры, свободное время, аппаратуру, плёнку, он (Цой) написал (на обложке) продюсер "Кино". Я спросил: "С какой стати, собственно, продюсер "Кино", а звук Вишня? А может продюсер Вишня, а звук "Кино"? Он (Цой) говорит: "Нет, продюсер это тот, кто говорит музыкантам, какие кнопки нажимать! Я говорю: "А чего же ты Тропиле-то этого не сказал? Ну, - говорит, - не успел...".

Американские приключения альбома "Группы крови" и возвращение в 2019 году

Мастер-лента, тем временем, была передана Джоанне Стингрей, которая отправила её на американский лейбл Gold Castle Records. Это издание в итоге стало каноническим, так как все последующие издания использовали фонограмму выпущенную американцами и постепенно каждый из последующих издателей вносил в эту фонограмму свои изменения, часто деструктивные. Джоанна не подвела - альбом на компакт дисках, как и на виниловых, был выпущен.

Оригинальная мастер-лента почти 30 лет хранилась в доме Игоря Тихомирова и с начала 90-х ни разу не покидала его пределы. При реставрации оригинала мастер-ленты в независимом издательстве Maschina Records, выяснилось много интересных деталей, о которых подробно рассказал представитель издательства, Максим Кондрашов в очередном выпуске видеоблога на youtube канале Maschina Records.

Коррекция амплитудно частотной характеристики. Запись производилась на магнитофон "Маяк-001", высшего класса, но не профессиональный аппарат, переделанный умельцами с 19-ой на стандартную студийную 38-ю скорость записи и воспроизведения, что означало 38,1 сантиметров в секунду.

Чем выше скорость записи, тем выше качество воспроизведения. На бытовых были скорости 9 и 19. Когда экономили ленту, включали скорость 9, и это ощутимо, на слух, сказывалось на качестве. Там ещё от количества головок многое зависело и запись музыки с телека или другого магнитофона происходила по проводу, в реальном времени и никакого copy/paste, юный друг!

Когда американцы поставили на свой студийный аппарат полученную мастер-ленту, частотные характеристики магнитофонов не совпали. В результате получили падение низких частот и задранные высокие частоты.

Магнитофон "Маяк-001 стерео"
Магнитофон "Маяк-001 стерео"

Коррекция АЧХ, использовавшаяся в магнитофоне "Маяк-001" отличалась от мировых стандартов. Вернуть низкие частоты, отсутствующие на всех изданиях, удалось изучив техническую документацию на магнитофон.

Определение оригинальной скорости. Множество фанатов, особенно с музыкальным образованием, пытались определить скорость воспроизведения и строй инструментов, максимально приближенных к записи. Из-за того, что магнитофон "Маяк-001" был переделан на 38-ую скорость не совсем аккуратно, запись имела отклонения от технических стандартов и скорость ленты, воспроизведённая в Америке на студийном магнитофоне не совпала с оригиналом. Самым простым способом было идти от строя инструментов. "Георгий" Каспарян вспомнил, что в те времена у музыкантов не было тюнеров, поэтому для настройки использовали тональный сигнал городского телефона, который соответствовал частоте 425 Гц. Но как известно нота Ля звучит на частоте 440 Гц, именно поэтому из-за общего "сползания" инструментов звучание альбома "сдвинуто" в нижний регистр.

Каспарян и Цой. Фото Виктора Немтинова
Каспарян и Цой. Фото Виктора Немтинова

Длина композиций. Некоторые треки были обрезаны чуть ли не на 15 секунд. Фейдеры (регуляторы громкости) микшерного пульта были не совсем точно отстроены относительно друг друга и при общем уменьшении громкости в конце некоторых песен, один из каналов утихал гораздо быстрее, из-за чего некоторые инструменты продолжали звучать. Чтобы скомпенсировать "перекос по громкости", американские инженеры просто обрезали этот "хвостик" и сделали фейд (уменьшение громкости) чуть раньше, на своё усмотрение. В результате реставрации этот перекос удалось устранить и восстановить оригинальную длину всех композиций.

Фейдеры микшерного пульта
Фейдеры микшерного пульта

Восстановлен 4-х секундный сбой в песне "Легенда", после слов "и горел погребальным костром закат...", который раздражал всех слушателей уже несколько десятилетий. На Яндекс.музыке альбом 1988 года доступен для прослушивания со сбоем в песне "Легенда".

Стерео каналы. При обработке оригинальной мастер ленты обнаружено что перепутаны каналы, левый и правый.

Устранение дефектов ленты. Несмотря на, что портативная студия была аппаратом продвинутым, но всё таки полупрофессиональным и запись велась на обычную компакт кассету, от качества которой зависело финальное качество. Задача восстановить жизнеспособность ленты, которая пролежала 30 лет и устранить технические огрехи. Кассета от большого количества записи и перезаписи неизбежно изнашивалась и обретала дефекты в виде провалов и микро выпадений, которые были устранены в результате реставрации. Так же порта студия имела встроенные эффекты для обработки, которыми музыканты часто злоупотребляли. Это также привело к искажениям, которые устранены. В общей сложности потрачено более 120 часов на восстановление.

Дизайн обложки. Параллельно с работой над фонограммой дизайнер-реставратор восстановил оригинальную обложку альбома. Как оказалось, только американское издание содержало сканирование оригинального коллажа обложки, который был сделан Андреем Крисановым, концертным бас-гитаристом группы "Кино" того времени. Все остальные издания также подвергались обработке и изменению оригинала, включая контуры и цвет.

Обложка пластинки 1989 года
Обложка пластинки 1989 года

Обложка альбома - это переработка плаката Казимира Малевича к фильму Фрица Ланга «Доктор Мабузо». Работа выполнена в стиле «супрематизм», направление, основанное Малевичем. Крисанов изменил форму некоторых элементов и добавил название.

Плакат Казимира Малевича - прототип коллажа обложки "Группы крови"
Плакат Казимира Малевича - прототип коллажа обложки "Группы крови"

Если приглядеться, то на верхнем фото задней стороны обложки видно, что к фигуре Сергея Бугаева "Африки" (крайний справа), приклеена голова Игоря Тихомирова, действующего на тот момент бас-гитариста. Он отчётливо выделяется более светлым тоном лица, ведь фотошопа тогда у них, увы, не было. Нижняя фотка вообще со свадьбы Каспаряна и Джоанны - ну как без этого!

Задняя сторона обложки пластинки "Группа крови" 1989 года
Задняя сторона обложки пластинки "Группа крови" 1989 года

Издатель Maschina Records заверяет слушателей, что "в целом никакого вмешательства в оригинальную фонограмму не будет, только минимальный мастеринг, включающий эквализацию и динамическую обработку. Вы услышите альбом таким, каким он был записан в 1988 году". По уверению издателей, это первое издание альбома, реализованное в тесном сотрудничестве с музыкантами группы - Юрием Каспаряном и Игорем Тихомировым, а так же при участии Александра Цой.

В то же время, в ответ на "Обзор и сравнение пластинок "Кино" на youtube канале Valeron's Vinyl Channel VVC, представитель канала Maschina Records делает замечание, что "никакого пересведения не было" и "компрессии в вашем понимании тоже не было - динамика записи сохранена полностью". Сомневающимся предлагает послушать необработанный черновик, так же выпущенный в рамках релиза, на CD. Приобрести отреставрированный альбом "Группа крови" на различных носителях можно здесь или здесь.

CD "Группа крови" из каталога Maschin Records
CD "Группа крови" из каталога Maschin Records

Наиболее полный набор всех материалов присутствует в издании BOX КИНО «Группа Крови» DELUXE LIMITED EDITION 2019, стоимостью 12.000 рублей, которое включает в себя:

  • Красный винил с дополнительным синглом «Хочу перемен»;
  • Тройной CD;
  • Аудиокассета с оригинальной (без реставрации) фонограммой;
  • Плакат;
  • Арт-принт с дизайном альбома и автографами музыкантов группы КИНО – гитариста Георгия Каспаряна и бас-гитариста Игоря Тихомирова;
  • Комплект из 4-х открыток с редкими фотографиями;
  • Фрагмент оригинальной магнитной ленты BASF со студии Алексея Вишни, на которой записан промежуточный вариант песни из альбома «Группа Крови».
  • 48-и страничный буклет с фотографиями и интервью участников с историей записи.
  • 7-ми дюймовый сингл с двумя версиями трека "Мы ждём перемен".
BOX КИНО «Группа Крови» DELUXE LIMITED EDITION 2019
BOX КИНО «Группа Крови» DELUXE LIMITED EDITION 2019

Кассету, винил, компакт диски также можно приобрести по отдельности, а тем кому слишком дорого, можно "купить" сами знаете где, но уже без раритетов, естественно. Оформление пластинки повторяет американское 1989 года. Конечно этот бокс для настоящих фанатов и любителей раритетов, так как количество ограничено и продажа только по предварительному заказу. Каждый экземпляр снабжён металлическим лейблом, с надписью: Вы являетесь счастливым обладателем коллекционного издания альбома "Группа крови" группы "Кино". Так же на металлическом лейбле присутствует номер вашего экземпляра.

Металлический лейбл и фрагмент магнитной ленты
Металлический лейбл и фрагмент магнитной ленты

Слушатели данного издания разделились на два лагеря: кому-то результат очень понравился, кому-то категорически нет, так как звук издания радикально отличается от того, что выпускалось ранее. Перед покупкой можно послушать демо микс альбома с демонстрацией звучания реставрированной версии альбома, выпущенной в 2019 году компанией Maschina Records.

От автора

Мне лично, реставрированный звук сначала совсем не понравился, но по мере погружения в детали, он проникал в меня всё больше и больше, через мои любимые Sennheiser HD650. Мы ведь не любим правду, нам нужно то, что уже лимитировано, компрессировано, сатурировано - это естественно.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Для меня эта публикация является систематизацией информации, полученной из разных источников об альбоме, который лично воспринимаю как пласт эпохи и память о своей юности. Когда-то, в далёком 1988 году, этот альбом звучал ярко и чётко на магнитофоне "Романтик-306" и мы не задумывались об АЧХ и фейдах, просто были там, где "звёздная пыль на сапогах". Сейчас есть возможность узнать, как происходила "магия" и заглянуть на кухню и это тоже прекрасно. Можно немного поиронизировать по поводу "фрагмента магнитной ленты" в боксе с раритетами, представив как Алексей Вишня нарезает её ножницами для продажи фанатам "Кино", но с другой стороны, это часть культа группы.

Виктор Цой, Москва, 1986. Фотография Игоря Мухина
Виктор Цой, Москва, 1986. Фотография Игоря Мухина

Работа над аранжировками и записью была долгой и кропотливой, но результат подтверждает, что именно так и должны работать музыканты. Кто-то скажет со стороны: подумаешь, бренчат они там, я тоже так смогу. А вот попробуй! Толи дело, сегодня, куча виртуальных инструментов и достаточно ноутбука для выпуска альбома, только вот бесконечное количество возможностей никак не перейдёт в качество!