Найти тему
muntaqa.info

Нет далиля, или нет способности его увидеть?

"Требующий знание"?
"Требующий знание"?

Иногда в объемных книгах по фикху после правовых заключений приводится не довод (далиль) на постановление, а причина ('илля) постановления. Автор поступает так, рассчитывая на то, что читатель, который дошел до такой книги, уже в курсе, в каком доводе данная причина увязана с данным постановлением. Но, поскольку в наше время такие книги берутся читать и анализировать люди, которые еще к этому не готовы, они порой приходят к выводу, что у автора нет довода на это постановление, так как упомянутая им причина - "это не далиль".

Пример.
Пишет аль-Бухути в "Кашшаф аль-кына" 2/126 о посещении больного:
"И высказывает ему пожелания долгой жизни словами, которые будут ему приятными, чтобы обрадовать его".
Немногим далее пишет:
"Посещающий не засиживается долго у него, т.е. у больного, опасаясь вызвать раздражение".

Кто-то может сказать, что в этих словах нет далиля, и поэтому они ничего не стоят. А кто-то может даже призвать помочиться на них, применив к этим словам ученого асар одного из саляфов (который он почему-то принял "без далиля"). Хорошо, если дело не дойдет до объявления данных положений порочным нововведением, с которым нужно бороться, "очищая сунну". Но на самом деле, если человек приходит к такому выводу, то это по причине его слабого знания как далилей, так и того, на что они указывают. Так как автор указал причины постановлений: "принести радость" и "не вызвать раздражение", а на эти причины указывают многие хадисы, среди которых известный: "Облегчайте и не затрудняйте, радуйте и не отвращайте". Аль-Бухари 3038, Муслим 1733.

Дополнение по теме: https://muntaqa.info/pochnet

Источник: "Нет далиля"

Телеграм-канал: https://teleg.one/muntaqa_info

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte