Найти тему
КИНОНИСТ

Что не так с российским кино?

Кадр из ремейка фильма "Кавказская пленница". (Позаимствовано с сайта https://daily.afisha.ru)
Кадр из ремейка фильма "Кавказская пленница". (Позаимствовано с сайта https://daily.afisha.ru)

Уже можно вполне оправданно пользоваться фразой «сложилось исторически», задаваясь вопросом, почему за российским кинематографом прочно закрепился стереотип второсортного и непрофессионального продукта. А как иначе, когда ежегодно девять из десяти выпускаемых картин становятся жертвами жесткой критики зрителей по всей стране. Причем, эта критика в большинстве случаев на 100% заслуженная. В головах россиян настолько прочно засела неуверенность в качестве и интересности отечественных фильмов, что общественная ругань порой начинается еще задолго до фактической премьеры. В свою очередь кино-производители продолжают раз за разом доказывать свою несостоятельность, все глубже закапывая само понятие кинематографа в нашей стране. Благодаря этому устойчивому и безнадежному развитию событий, словосочетание «Российское кино» уже сейчас занимает почетное место среди таких наиболее популярных народных бед, как дороги, Почта России и футбол. Хотя, футбол в последнее время начал потихоньку выкарабкиваться.

Что касается того же футбола, то не так давно мы любили задавать издевательский вопрос, на который никто не мог или не хотел дать вразумительный ответ. Неужели из 140 миллионов россиян нельзя найти 11 талантливых и хороших игроков? Но ответ очень прост и всем известен. Проблема в системе, которая организовывает, курирует и регламентирует все необходимые для этого процессы. Так и в кинематографе. Россия полным полна по-настоящему талантливыми людьми, с горящими глазами мечтающими реализовать свои амбиции и потенциал. Но главная сложность состоит не только в том, чтобы в эту самую систему попасть, но еще и в том, чтобы сохранить и развивать свой творческий потенциал во внутренних условиях данной системы.

Фото позаимствовано с сайта vedomosti.ru
Фото позаимствовано с сайта vedomosti.ru

Складывается ощущение, что высшая лига российского кинематографа просто напросто портит попадающего в нее человека и заставляет играть по изначально неверным и проигрышным правилам. Конечно же, все здесь упирается в деньги. Отечественные продюсеры, в первую, очередь ориентированы на получение прибыли. Кто-то сразу перебьет меня фразой, что американские студии тоже. Но американцы научились более менее совмещать бизнес с творчеством. Они, конечно, тоже снимают немало отвратительного и глупого кино, однако в процентном соотношении качественного и коммерчески успешного контента у них в разы больше, чем у нас. Но, даже, если в прокат выходят очередные «Трансформеры» или «Форсаж», которые с каждым новым продолжением становятся все примитивнее и глупее, то они хотя бы зарабатывают деньги.

Стивен Спилберг. Фото позаимствовано у svopi.ru
Стивен Спилберг. Фото позаимствовано у svopi.ru

Хорошим примером может послужить великий Стивен Спилберг, который долгое время следовал одному простому плану. На правах продюсера или режиссера он выпускал в год по два фильма. Один – для кассы, а второй для Оскаров. Это грамотный и профессиональный подход, который одновременно и позволяет процветать бизнесу, и создает вклад в художественное наследие планеты. И, видимо, проблема России заключается в отсутствии таких вот профессиональных продюсеров. Нет, они есть, но их чертовски мало, и им тоже крайне сложно работать в нашей неправильной системе. Роднянский возит Звягинцева в Венецию и Канны, а Бекмамбетов старается открывать новые перспективные имена и экспериментировать с жанрами. При всех взлетах и падениях, оба этих деятеля в целом оставляют положительные эмоции от результатов работы. И, надо отметить, оба получили прекрасный опыт в Голливуде.

Тимур Бекмамбетов. Фото с сайта ria.ru
Тимур Бекмамбетов. Фото с сайта ria.ru

В противовес позитивному на ум сразу приходит одно имя, которое вообще можно называть самым нелепым явлением в современном кинематографе. Андреасян. Этот «режиссер» успел столько натворить, что можно с легкостью настрочить отдельную огромную статью, полную сарказма и неприятных выражений. Но с позиции данного монолога хочется задать только один вопрос. Почему Андреасяну после стольких убогих проектов продолжают давать зеленый свет и деньги на съемки очередного шлака? Ответ тот же. Система. И таких вот Сариков у нас великое множество. И все дружно топают в Фонд Кино за денюжкой, чтобы получить 100 миллионов, 50 из которых будут лепить невесть что, экономя на сценаристах.

Сарик Андреасян, режиссер фильмов "Защитники", "Тот еще Карлсон" и т.п. Фото сайта news.myseldon.com
Сарик Андреасян, режиссер фильмов "Защитники", "Тот еще Карлсон" и т.п. Фото сайта news.myseldon.com

Основа любого фильма – это сценарий. А сценарий – это идея, детально выраженная в виде текста на бумаге. И никакой бюджет, спецэффекты или постановка не сделают из плохого сценария хорошее кино. Так почему же в стране с одним из самых богатых литературных наследий, говорящей на самом многогранном языке в мире, люди пишут такие плохие сценарии? Мы ведь умеем это делать. Кто нам мешает? Видимо, мы мешаем сами себе. Ведь сценарий – это далеко не самая затратная часть сметы в бюджете, но, почему то, ее важность многие недооценивают. Если проводить аналогию со строящимся зданием, то наши прорабы-режиссеры ставят дорогие окна, делают шикарную внутреннюю отделку и иногда даже ставят золотой унитаз, а вот фундамент закладывают самый дешевый. И, почему то они, имея возможность, они не хотят улучшить этот фундамент, прекрасно понимая, что высока вероятность полного разрушения этого внешне красивого дома со всеми его элитными окнами и золотыми унитазами.

Фильм "Защитники", фото kinopoisk.ru
Фильм "Защитники", фото kinopoisk.ru

В 2017 году на экраны вышел, пожалуй, самый худший фильм во всей истории российского кино – «Защитники» злополучного Сарика Андреасяна. Его бюджет составил 380 миллионов рублей. Неужели из них нельзя было выделить один-два миллиона на хороший сценарий? Хуже, если их выделили. Но тогда кто принимал и утверждал этот убогий сборник глупых сюжетных поворотов и нелепых диалогов? Неужели в нашей стране за миллион рублей никто не напишет профессиональный, интересный и качественный сценарий со всей красотой русских литературных возможностей? Видимо, изначально цель была далеко не в том, чтобы создать хорошее кино, а в чем-то другом. В чем именно, предполагайте сами.

Кадр из фильма "28 панфиловцев", позаимствован у eadaily.com
Кадр из фильма "28 панфиловцев", позаимствован у eadaily.com

Совершенно нет желания завершать эти разглагольствования на унылой и бесперспективной ноте. Тем более, что есть оптимистичные просветы этом темном царстве. Мы по прежнему умеем через экран генерировать у зрителя патриотизм и гордость за страну, хоть и получается это с переменным успехом. Мы упали на дно, благодаря «Крыму», но порадовали «Легендой №17» и «28 панфиловцами». Мы убили классную идею с помощью отвратительной картины «Мафия: Игра на выживание», но создали сильное эмоциональное и напряженное «Метро». Мы плевались на «Самом лучшем фильме», но искренне смеялись на «Дне выборов». Мы унизили ремейком любимую «Кавказскую пленницу», но стильно и смело освоили новый для себя жанр в «Хардкоре». «Дизлайк» подтверждает, что мы совершенно не умеем снимать ужастики, но «Нелюбовь» и «Левиафан» доказывают, что именно мы лучше остальных умеем снимать все ужасы сурового российского быта.

Кадр из фильма "Легенда №17", позаимствован у kp.ru
Кадр из фильма "Легенда №17", позаимствован у kp.ru

В России есть абсолютно все, чтобы творить и создавать качественные, умные и интересные фильмы. Для этого необходимо более ответственно походить к своей работе, не редактировать, а направлять творческий потенциал и разделить шоу-бизнес на «шоу» и «бизнес». Каждый должен заниматься своим делом. А, пока у нас и финансовыми и творческими вопросами будет заниматься один человек (группа людей, фонд), мы так и будем оставаться страной с возможностями, которые не хотят или не умеют реализовать.