Потребитель согласно с Законом РК «О защите прав потребителей» это –
физическое лицо, пользуется намерением заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской работой.
Различают судебную и до судебную формы защиты
На которые опирается потребитель для восстановления нарушенного права. Стоит отметить, что по категории дел определен обязательный до судебный порядок урегулирования спора, который прописан в Нормативном постановлении Верховного Суда. По этой причине судья возвращает исковое заявление истцу, если не будет соблюдена установленная законом последовательность. Попытаемся понять, по какой причине законодатель предусмотрел обязательный до судебный порядок разрешения спора.
Во-первых
обращение за защитой нарушенного права прямиком в суд приводит к тому, что ответчик при получении повестки узнаёт о каких либо претензиях потребителя, при том, что конфликт урегулировать можно добровольно.
Во-вторых
претензия способна убедить даже самого злостного нарушителя исполнить обязательства.Также такая последовательность разрешение спора повышает самостоятельность граждан. Ведь ментальность нашего общества сложилась таким образом, что каждый ждет решение проблемы через какой либо уполномоченный орган, а до судебный порядок косвенно обязывает знать о своих правах, учит отстаивать гражданско-правовую позицию.
Таким образом, стоит прийти к выводу
что законодатель выбрал правильную позицию, придавая до судебному порядку разрешения спора обязательный характер. Ведь такой способ решения разногласий выгоден обеим сторонам.
Разобравшись с тем, по какой причине до судебный порядок предусмотрен законом как обязательный, перейдем непосредственно к тому, какую процедуру выполняют стороны на этом этапе
Этот вид защиты прав подразумевает действия потребителя направленные на возврат товара либо обмен, соразмерного уменьшения покупной цены в случае недостатков товара, или требования возврата уплаченной суммы в течение четырнадцати календарных дней. К этому времени у покупателя проходят сроки возврата товара, и остается ни с чем, ведь отсутствуют письменные подтверждения о покупке.
Во-первых
требование об обмене или возврате товара покупателю требуется изложить в претензии письменную форму, написанную в двух экземплярах.
Претензию потребитель составляет лично либо обратиться за помощью в общественное объединение по защите прав потребителей. В других случаях гражданам не нужно обращаться за помощью в общественные объединения. Нарушенные права защищают самостоятельно, применяя Закон «О Защите прав потребителей».
Теперь остановимся подробнее на претензии.
Содержание претензии содержит произвольную форму. Несмотря на произвольную форму в обязательно отражаются следующие пункты:
полное наименование юр. лица и юридический адрес; фамилия, имя, отчество и домашний адрес потребителя; контактные данные; краткое описание дефектов товара; конкретные требования потребителя.
Перечислим права потребителя при указании требований к продавцу:
а) право требовать замены товара на товар этой же марки;
б) право требовать замены товара на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;
1) право требовать уменьшения покупной цены;
2) право требовать устранения недостатков товара или возмещения
расходов на исправление;
3) право отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы.
К претензии прикладываются копии документов
подтверждающие приобретение товара в торговом центре или магазине. С такими документами выступают фискальный чек, договор.
Остановимся подробнее на моменте
когда потребитель приносит претензию продавцу. Продавец на двух экземплярах ставит подписи и печать организации как ознакомление с претензией. Один экземпляр претензии передается продавцу, а второй остается у покупателя в качестве доказательства.
Получив претензию
продавец в письменной форме извещает потребителя о намерениях по удовлетворению либо отказе заявленных требований. Потребитель владеет правом участвовать в проверке качества товара, требовать проведения экспертизы и при наличии оснований оспаривать результаты оценки в судебном порядке.
Если продавец отказывается выполнить требования продавца
ему стоит написать причину отказа со ссылкой на правовые акты, которые обосновывают отказ. А также приложить документы в качестве вещественных доказательств. Таким образом, предъявление претензии в других случаях хватает для разрешения разногласий.