В предыдущей записи мы рассмотрели вопрос трансфера с материка на замечательный остров Сааремаа, а также несколько достопримечательностей, которые можно посмотреть по дороге к сердцу острова - Курессааре. Еще одно интересное место, на мой взгляд, заслуживает отдельной заметки. Каждая фотография сделанная в этом музее, вплоть до последней - просто взгляд в наше сельское прошлое.
Очень часто сталкиваешься в жизни и в поездках, что ожидаемое оказывается совсем не совпадающим с реальностью. К сожалению, часто бывает разочарование, но иногда встречаются настоящие жемчужины и откровения.
Таким неожиданным откровением стал частный музей на Сааремаа под названием Angla Tuulikud.
Добавлял его я в roadmap в значительной степени спонтанно, стремясь разбавить архитектурно-клерикальные излишества, и не особо осознавал до конца то что там увижу. Хедлайнером места выступали классические ветряные мельницы, так называемые Англасские мельницы. Признаем откровенно, на территории РФ очень сложно найти ветряные мельницы в целом состоянии, тем более открытые для посещения. В случае же Сааремаа такие мельницы есть и даже скомпонованы в одном месте. Причем они вполне различны — особый интерес представляет большая, многоэтажная мельница. Оригинально такие мельницы конструировались в Голландии, и собственно оттуда и пришли на Сааремаа. Такая величина мельницы обусловлена ее производительностью и удобством работы, а также и удобством ее поворота по ветру.
Мельницы — это первое что можно увидеть при приближении к этому музею, но когда паркуешься около него, глаз цепляется за буквально стада механических изделий времен СССР и Российской Империи. Нельзя сказать что они в идеальном состоянии, или имеют перспективы прожить еще век- другой, но на текущий момент, это очень интересная точка сосредоточения разнообразной сельскохозяйственной техники, по которой можно посмотреть основные вехи :) в развитии тракторной техники в СССР, а также изучить разнообразные механизмы времен раннего СССР.
Цена посещения демократична — по моему 5 евро с каждого взрослого человека, если не меньше. И скажу сразу, на мой вкус экспозиции, как открытая, так и закрытая этого стоят — единственно, закладывайте побольше времени для того, чтобы оргазм и послевкусие от всевозможных механизмов были более продолжительными.
По пути в мельницам находится несколько тракторов почти в комплектном состоянии (вероятно свозились сюда со всего острова). Конечно, приборные панели не в идеальном состоянии, однако общая концепция и конструкция понятна. Детям даже есть где посидеть за рулем.
Заодно сразу видно какая раньше толстая сталь шла на сельскохозяйственную технику. Это вам не фольга современных автомобилей.
Кое-где частично уцелели приклепанные таблички с названием моделей тракторов и инструкциями по эксплуатации.
Впрочем, иногда задумываешься, почему в СССР даже в 70е годы производили такие упрощенные трактора, лишенные например, малейшей защиты от непогоды — и каково было на них работать.
На некоторых тракторах еще закреплено навесное сельскохозяйственное оборудование с которым они "выходили в последний путь". Тоже забавные образчики простой механизации.
Глядя на все это, особенно остро понимаешь, какой путь прошло человечество от простого собирательства и примитивного земледелия. Даже эти, по нынешним временам абсолютно артефактные средства малой механизации, в разы ускоряли обработку земли даже относительно применения лошадей как тягловой силы, а относительно ручной обработки земли можно уже говорить о величинах порядков.
Если же посмотреть на ютубе современные сельскохозяйственные комплексы, имеющие производительность десятков таких тракторов, становится ясно, что человечество совершило гигантский шаг в обеспечении себя продовольствием. К сожалению — единственным следствием из этого стало чудовищное увеличение населения. Которое в буквальном смысле как саранча истребляет ресурсы планеты, как чисто почвенные (что не компенсируется в полной мере удобрениями), так и энергетические. И к сожалению, эта тенденция видимо продолжится вплоть до полного уничтожения планеты.
Вообще, это тема отдельной статьи, но не могу не заметить здесь, пользуясь случаем — человечество зашло в тупик, лишенное мотивации на выживание (и поэтому занимающееся подготовкой своего истребления), и на развитие.
Но вернемся к нашим механизмам. По соседству с тракторами можно встретить и более древние и необычные механизмы, такие как передвижные сеялки-веялки, соха и т.д. Также есть и замечательные образчики каретного искусства — я не в силах передать все в фотографиях и могу только порекомендовать вам обязательно посетить это место.
Есть в экспозиции и совсем простые, "ручные" сельскохозяйственные агрегаты, которые цеплялись к живой тягловой силе.
Но перейдем непосредственно к мельницам. Мы зайдем только в самую большую Голландскую, у которой очень интересная конструкция "головки" - позволяет поворачивать лопасти по направлению ветра без поворота самой мельницы ( в отличии например от русской ветряной мельницы на острове Кижи ). Если присмотреться к ней видно, что она даже не двуэтажная, а многоэтажная.
Самый первый этаж на ней это основание мельницы, там расположена небольшая тематическая экспозиция по типам зерна и способам его обработки, вплоть до примитивного помола деревянными палочками.
На втором этаже расположены конечные бункеры для перемолотой муки, а также есть выход на импровизированный круговой балкон, где можно при помощи специального механизма развернуть по ветру самый верхний этаж с механизмом ветряных лопастей.
Этажом выше расположены большие жернова. Причем, что интересно, мельница устроена так, что одновременно позволяла на разных жерновах вести помол либо разных типов муки, а возможно и муки разного качества (разная зернистость жерновов).
Доступные для наблюдения элементы трансмиссии не могут поразить с точки зрения совершенства, но поражают с точки зрения изобретательности конструкторов тех времен. Очень большое количество примененных деревянных составляющих, и, я так предполагаю, адские потери на трение. Современные смазки существенно бы ускорили дело, я думаю. Для облегчения, механизмы с металлическими осями компоновали деревянными шестернями. Интересно, на какой ресурс они были рассчитаны.
Несомненно, владелец такой мельницы не бедствовал — производительность ее явно давала ему значительный источник дохода (учитывая что обычная такса за помол составляла 1/5 от захода зерна). Но и построить такое произведение кустарного инженерного искусства мог не каждый — особенно учитывая, что все металлические составляющие вручную отковывались кузнецом, который за свою работу брал очень много, а потом еще и обрабатывалось на примитивных токарных станках, тоже не за бесплатно.
На этом восхитительном моменте мы заканчиваем рассказ об открытой части экспозиции. Этот музей имеет еще и грандиозную экспозицию "в помещении", которая включает в себя совершенно раритетные образчики станков времен Российской Империи, но об этом мы поговорим в следующей главе.
Ставьте лайки, подписывайтесь чтобы не пропустить продолжение, рекомендуйте друзьям. А я постараюсь и далее показывать вам красочные образы, интересные факты и советы по путешествиям.
Дома не сидим!
(с) 2019 D'AVerk Suschinskiy.A