68 подписчиков

Анализ аниме "Кошечка, сидящая у меня на голове".

Это первый выпуск новой рубрики «Аниме под микроскопом». В рамках этой рубрики мы будем разбирать режиссуру, сценарий, сюжет и основные идеи тех или иных произведений, которые вы могли по каким-то причинам пропустить на волне незаслуженного хайпа отдельных тайтлов.

Для первого выпуска был выбран сериал из зимнего сезона 2019 года «Кошечка, сидящая у меня на голове» (Doukyonin wa Hiza, Tokidoki, Atama no Ue). Это произведение можно назвать искренней трагикомедией одного человека, потерявшего свою семью в автокатастрофе. Разбор будет с большим количеством спойлеров, по этому рекомендую сначала ознакомиться с тайтлом, а уже потом читать данную статью.

                                                                      Кто тут ещё питомец
Кто тут ещё питомец

Команда проекта

Автор оригинала: Tsunami Minatsuki
Автор адаптации сценария: Akiko Waba; Hiroko Fukuda
Режиссёр: Kaoru Suzuki

Синопсис

История поведает нам о замкнутом писателе Микадзуки Субару, потерявшем свою семью в автокатастрофе и о бездомной кошечке Хару. Их случайная встреча переворачивает мир обоих героев с ног на голову и помогает им открыть для себя счастливые грани жизни заново.

Структура повествования

Данное аниме отличается особой структурой повествования. Первая часть серии рассказывает о событиях от лица одного из героев, будь то Субару или Хару. Вторая часть позволяет нам взглянуть на те же самые события, но под другим углом восприятия. Что примечательно, серии срежиссированы так, что первая часть аниме во всех сериях является всего лишь фоном для последующего раскрытия переживаний второго героя. Данное решение обусловлено сюжетными линиями, что раскрываются на протяжении 12 серий и сводятся к кульминационному событию в самом конце сериала, позволяя нам максимально сопереживать героям во время финального кризиса.

                                                                                Забота она такая
Забота она такая

Сюжетные линии.

В аниме мы можем выделить 4 основные сюжетные линии, по две на каждого главного героя. Для удобства, представлены в виде графика и тайминга серий.

Краткая сюжетная схема
Краткая сюжетная схема

Мы имеем две похожи и при этом различные линии семьи. В случае с Субару, он никогда особо о семье не задумывался до тех пор, пока её не потерял. Это осознание приходит постепенно. Финальной сценой первого акта становится прощание духов родителей с Субару, но видим мы это с позиции Хару. Это не случайный ход, поскольку он является логическим продолжением отношения Хару к своей семье. Прожив на улице долгое время, Хару привыкла заботиться о своих братьях, защищать их и всячески поддерживать. Маленькая кошечка была гораздо сильнее замкнутого Субару.

Во втором акте Субару постепенно начинает раскрываться миру, меняя своё отношение от нейтралитета до симпатии. Это заметно по шестой серии, когда Субару относил Хару к ветеринару. Для главных героев это был обоюдный стресс. Но они оба его выдержали и поняли для себя несколько важных вещей, а именно симпатию друг к другу. Также, немаловажную роль сыграли и новые люди в окружении героев — продавщица в зоомагазине и её брат, новый редактор, а также старый друг Субару. Не случайно они выделены в отдельные обобщённые сюжетные линии.

Окружение Субару. Если заменить Хару на Субару — принципиально ничего не изменится.
Окружение Субару. Если заменить Хару на Субару — принципиально ничего не изменится.

Окружение напрямую влияет на линию семьи в развитии второго акта, серии 7-9. Мы чётко видим, как Субару, преодолевая себя и свою замкнутость начинает общаться с окружающим его миром и замечать вещи, ранее от него скрытые. Принятие теплоты от других лечит героя и позволяет становиться ему сильнее и смелее. В свою очередь, Хару становится более спокойной и не воспринимает всех как угрозу себе и жизни Субару. Именно на этом этапе их роли начинают меняться, уравновешивая и дополняя друг друга.

                                                            Сытая Хару — Довольная Хару
Сытая Хару — Довольная Хару

В третьем акте все сюжетные линии сходятся в 12 серии. Каждый из героев осознаёт, кем они являются друг для друга — семьёй. Это хорошо видно в мыслях Субару, когда он отправился в поездку по пути погибших родителей. Он думает о Хару как о части своей семьи и не находит себе места, когда начинает свирепствовать непогода. Субару мчится на всех порах домой, чтобы поскорее оказаться рядом с Хару.

В свою очередь, Хару серьёзно беспокоится, что Субару не возвращается домой. Она думает, что с ним что-то случилось. При первой же возможности она сбегает из дома, чтобы найти Субару, но сама оказывается в беде. Именно в этот момент, в её призыве на помощь мы окончательно видим смену ролей и итоговый рост обоих персонажей — защитника Субару и доброй Хару.

                                                       Взаимопомощь друзей Субару и Хару
Взаимопомощь друзей Субару и Хару

Сюжетные линии с окружением Субару и Хару также сходятся к итоговой линии семьи. Все второстепенные персонажи помогают главным героям найти друг друга во время непогоды. Субару удивлён, растерян, но при этом очень рад, что есть те, на кого он может положиться. В конце 12 серии Субару подводит итог всему произведению.

Главная идея сериала.

«Забота о ком-то другом меняет людей (и не только людей)» . После финальной сцены идёт диалог двух героев, где они обещают защищать и заботиться друг о друге как семья.

Динамика повествования.

Сериал хорошо срежиссирован. Взгляд на события от лица Субару в первой половине сериала спокойный, зачастую нейтральный или растерянный. Это настроение передаётся и Хару уже во второй половине сериала. В свою очередь, вторая половина сериала от лица Субару более живая и наполнена действиями, тогда как Хару проявляла свою наибольшую активность в начале, нежели под конец произведения. В лёгкой и непринуждённой комедийной форме мы наблюдаем за ростом персонажей, при этом драматичные моменты расставлены так, чтобы вызвать наибольший эмоциональный отклик.

                                                             Два одиночества нашли друг друга
Два одиночества нашли друг друга

Возьмём 10 серию для анализа. Основное фоновое действие серии — приготовление домашней еды. Основная идея серии — «есть вместе с кем-то вкуснее». Всё начинается с приготовления домашней еды для Хару и Субару двумя соседскими девочками. Случайно сказанная одной из девочек фраза «Нет ничего приятнее, чем когда хвалят твою еду», невольно заставляет Субару вспомнить о готовке матери и то, что он воспринимал это как должное. Данное воспоминание побуждает Субару приготовить еду для Хару. Примечателен именно тот момент, что обедая одной и той же едой, они разделяют совместную трапезу. И наивысшей радостью для Субару становится «пустая миска» Хару. Данная серия обращается несколько раз к воспоминаниям Субару и вызывает в нас отклик простой подачей — «как важно благодарить человека даже за обыденные вещи». Осознание этого приводит к новому витку развития персонажа — готовка домашней еды и совместная трапеза.

                                                           Кошечка, сидящая у меня на голове
Кошечка, сидящая у меня на голове

Примечательные моменты

Отдельно в этом произведении стоит отметить рассказы про «кошку-детектива». Эти рассказы написал Субару под впечатлением от Хару. На протяжении всего сериала эти рассказы периодически упоминаются в контексте окружения писателя и играют немаловажную роль в этой сюжетной линии. Если мы внимательно проследим за упоминаниями рассказов о «кошке-детективе», то изначально эта история подаётся как о ком-то далёком и со стороны наблюдателя. Но ближе к третьей четверти сериала, эта история становится более личной и вовлечённой. Не зря после финальной сцены, редактор Субару отвечает на вопрос «А пишет ли что-нибудь сейчас Субару?» фразой — «О семье». Поскольку история о «кошке-детективе» была успешной и пришлась читателям по душе, есть вероятность того, что в его новой книге найдётся место и милой кошечке — члену семьи.

                                                                                             End.
End.

Подводим итоги.

«Кошечка, сидящая у меня на голове» — это тёплое произведение с толикой грустной драмы. Произведение срежиссировано хорошо, адаптивный сценарий тоже выполнен на должном уровне. При просмотре сериал не надоедает и не «загружает» обилием мыслей. Этот сериал придерживается одной идеи на протяжении всех 12 серий, но в каждой серии раскрывает её с разных точек зрения. Данный сериал можно рекомендовать как детям, так и взрослым, далёким от мира аниме.

не забудьте поставить лайк и подписаться на канал =)

Статью для вас подготовил:
Руководитель
W.A.N. | World Anime Network
Артём К.