Найти тему

Иезуитская мораль.

https://img.tourister.ru/files/1/1/2/1/6/4/7/2/clones/580_900_fixed.jpg
https://img.tourister.ru/files/1/1/2/1/6/4/7/2/clones/580_900_fixed.jpg

Возможно, читающие эти строки слышали о монашеском ордене иезуитов, либо же им встречалось выражение «иезуитская мораль», в контексте чего-то лживого и беспринципного. Собственно говоря, в данном случае это выражение нисколько не преувеличено, так как иезуиты, формально являющиеся христианским монашеским орденом, являют собой скорее издевательскую насмешку над христианской моралью. Скорее, их можно назвать наоборот, сатанистами, так как внутренний устав ордена можно кратко описать выражением «цель оправдывает средства», автором которого, кстати, является сам основатель этого ордена Игнатий Лойола.

От XVI в. до наших дней тянется цепь преступлений и грязных дел, постыдных злоупотреблений суеверием и невежеством и актов беспримерного вероломства и шпионажа. Свойственная иезуитам готовность не останавливаться ни перед чем для достижения поставленной цели, их стремление прикрыть любую низость обманом и лицемерием вызывали не раз волну широкого возмущения. Много раз их мошенничества и обманы приводили к тому, что иезуитов изгоняли из той или иной страны, где их злодейства становились нетерпимыми.

От гибели и уничтожения иезуитов всякий раз спасала благосклонность тех или иных сильных мира сего, которым всегда требовались расторопные и не ведающие брезгливости агенты, преисполненные служебного усердия.

https://www.chocoexpress.cl/wp-content/uploads/2016/10/El-papa.jpg
https://www.chocoexpress.cl/wp-content/uploads/2016/10/El-papa.jpg

Английский буржуазный протестантский историк Маколей говорит о влиянии иезуитов, об их проникновении во все страны, во все области деятельности: «Они проникали из одной страны в другую, переодеваясь самым различным образом, то под видом жизнерадостных рыцарей, то под видом простых крестьян, то в качестве пуританских проповедников. Их можно было обнаружить одетыми в платье мандарина, в роли руководителя Пекинской обсерватории...

С чувством полного подчинения иезуит предоставлял начальнику решить, должен ли он жить на северном полюсе, или под экватором... Они направляли советы королей... Тайны правительств и почти всех знатных фамилий во всей католической Европе находились в их руках».

Английский историк рисует здесь лишь внешнюю картину: он отмечает пронырливость иезуитов, их стремление пролезать во все щели, их намерение всюду и везде навязывать свою волю. Он говорит о лживости и изворотливости иезуитов, об их умении разыгрывать любую роль, о дисциплине, связывавшей членов этой чудовищной организации. Но при этом вне поля зрения автора остаётся главное: он не выясняет причин, вызвавших к жизни иезуитскую организацию, он не раскрывает содержание деятельности иезуитов и не объясняет характера этой деятельности.

Почему же возник орден иезуитов?

Буря реформации и крестьянской войны затронула все страны Западной Европы. Она поколебала вековое здание католической церкви снизу доверху. Католическая церковь подверглась всеобщему осмеянию. Её невежественные и развращённые служители утратили свой былой авторитет, свою прежнюю власть. В ряде стран дворяне прибрали к рукам обширные епископские и монастырские земли.

В Дании, Швеции, в Англии этому способствовали короли, желавшие щедрой раздачей церковных угодий привлечь и подчинить своему влиянию дворян. О захвате церковного добра помышляли и дворяне Польши и Испании, готовые приветствовать реформацию в своих странах. Скопидомные горожане Германии, Англии, Нидерландов решительно отвергали церковные поборы и вымогательства католической церкви, осмеивали пышный и дорогостоящий католический культ и бесчисленные праздники, объявляли себя последователями Лютера и других реформаторов.

https://www.christiantoday.co.jp/data/images/full/23260/image.jpg
https://www.christiantoday.co.jp/data/images/full/23260/image.jpg

Народные массы всюду выступали против католической церкви, оберегавшей феодальные устои и благословлявшей вековое угнетение бесправного люда. Реформационное движение одерживало всё новые и новые победы, переходило из страны в страну, и в 30—40-х годах XVI в. многим казалось, что католическая церковь неминуемо рухнет под напором разрушительной критики, под натиском своих многочисленных врагов.

Этой угрозы не могли не ощущать прелаты католической церкви, её кардиналы и епископы, аббаты ещё не упразднённых монастырей, богословы и папские приспешники.

Оправившись от первых сокрушительных ударов, нанесённых реформацией, они пытались возвратить католической церкви её прежнюю роль, её былое господство. Но надежды и попытки отцов церкви остались бы бесплодными и тщетными, если бы эти отцы церкви не нашли союзников и помощников.

Реформационное движение, так широко развернувшееся в Европе, не было единым и однородным. У дворян и крестьян не могло быть общих задач, не могло быть одинаковых стремлений. Мартин Лютер, ставший верным прислужником князей, призывал к жестокой расправе над восставшими крестьянами и сравнивал многострадальное немецкое крестьянство с ослом, обязанным безропотно нести тяжёлую поклажу.

Первая часть. Продолжение во второй части.