Трафареты - сегодня, деньги - через 2 недели. А что, так можно было?

Hei, tässäpä muutama maalaukseni,pitkästä aikaa lataan teillekkin, onkohan sabluunatilaukseni jo lähtenyt? Irene Jääskeläinen ,kiitos

Написала нам сегодня на Фейсбук одна из наших постоянных заказчиц из Вантаа - пригорода Хельсинки - Ирена Йяяскеляинен.

"Привет! Вот некоторые из моих картин, которые я сделал вашими трафаретами. Мой новый заказ уже отправлен? Спасибо."

Ирена заказывает трафареты разных стилей и тематик - от геометрических абстракций до классических бордюров, от трафаретов цветов до текстовых трафаретов. Рисунки не идеальны - на многих видно, что краски было перебор (например - на мышах у цветных колосьев, на лебеде и немного - на дереве готов). Но постоянство на протяжении 8 лет говорит о том, что и она и ее заказчики - все довольны.

На этих картинах - трафареты из недавнего заказа, который Ирена получила в начале сентября: Большой Лебедь из Кенсингтона, Большой Махаон - двухслойный трафарет, Пшеница и сытая мышь, а вот трафарет Бабочек она не покупала - просто срисовала (что видно, кстати), ну и популярный в Скандинавии мрачный трафарет Дерево Готов (версия 2).

Утром деньги - вечером стулья.

Ирена в Финляндии чуть ли не первая заказала пару трафаретов на вновь открытом сайте kaavain.fi в 2011 году. За 8 лет она разместила порядка 25 заказов на общую сумму более 1000 евро. Однако на первых порах ничего не предвещало эту идиллию: Ирена даже успела побывать в нашем Черном Списке клиентов. А все потому, что...

… когда мы открывали магазин в Европе, то казалось что сам процесс продажи ничем не будет отличаться от того, что у нас уже 5 лет тогда работало в России: пришел заказ, клиент оплатил, заказ отправили. Ну или - пришел заказ, отправили, клиент оплатил при получении. Однако не тут то было - вперед никто в Европе платить не привык, как оказалось. Даже перевести на финский язык "заказ отправляем по предоплате" толком не удалось. Все интернет магазины работают с тремя видами оплаты:

  • онлайн оплата картой (только что открытая фирма и сайт, тогда нам еще мало доверяли и процент был ничтожный)
  • наложенный платеж в почтовом отделении (работает только на территории Финляндии и стоит довольно дорого, +5 евро к стоимости почтовой посылки)
  • оплата по счету - как нам казалось, вот это и есть та самая "предоплата", но в действительности эта схема "получи сейчас - заплати через 2 недели".

Какая дикость (на наш взгляд), но так работают абсолютно все магазины, даже если покупаешь двухметровый телек за 3000 евро. Пришлось и нам привыкать к этому коммунизму, и счет для заказчика выглядит у нас следующим образом:

В шапке справа - дата заказа и красным - когда надо оплатить.
В шапке справа - дата заказа и красным - когда надо оплатить.

Стоит ли говорить, что опасения были большие. Особенно нерадостно звучали прогнозы знакомых бизнесменов из Германии (причем коренных немцев): "Пустая затея, в итоге будет завал неоплаченных счетов!". Кто покупает много в интернете в России знает, что у нас даже наложенный платеж далеко не все интернет-магазины предлагают - опасаются что заказ не заберут с почты. А тут - отдать все с потрохами и ждать проявления доброй воли от клиента.

Утром стулья - вечером деньги.

С тех пор прошло 8 лет. Продажи в Европе у нас небольшие, но худо-бедно 10 000 заказов уже сделано, и можно смело говорить о статистике. А статистика вполне себе радужная: по результатам месяца не оплаченными оказываются 10% заказов (что уже неплохой результат, если конечно это заказы по 20-30 Евро на не по 200-300!). После отправки напоминания по электронной почте половина забывчивых заказчиков оплачивают заказы (часто еще и благодарят, что наши напоминания - бесплатны, тогда как у других они стоят стандартные 5 евро). Оставшимся 5% должников отправляем бумажные письма угрожающего содержания, так как электронную почту не все указывают и не все читают. После этого еще половина заказов отправляется в папку "оплачено". И вот только оставшиеся 2.5% попадают в упомянутый ранее Черный Список. Впрочем, по результатам полугодия финальный процент чуть меньше, так как оплаты приходят бывает и через 3 и через 6 месяцев. К счастью, совсем не оплаченными оказываются маленькие заказы.

Математика тут очень проста: мы дарим 1% от оборота (правда только один заказ - каждому "забывчивому", далее - Черный Список). Но требуя 100% предоплату мы потеряли бы не менее 30% заказов. Выгода - налицо, и нам даже неоднократно приходит в голову мысль стать пионерами этого способа оплаты у нас, в России... Но, все же, что-то останавливает от этого шага. Возможно - это очень правильное "что-то", а может быть и нет.

Кадр из фильма «12 стульев». Леонид Гайдай, 1971г
Кадр из фильма «12 стульев». Леонид Гайдай, 1971г

При чём здесь Ирена?

Ах да, начинали именно с этого. История с Иреной - пример что даже благодарные заказчики могут сначала показаться неблагонадежными. Первые заказы она оплачивала не очень пунктуально - два платежа получены после бумажных напоминаний, а один заказ и вовсе оказался не оплачен с каким-то странным объяснением. Но, к счастью, это все в прошлом и мы теперь в прекрасных отношениях.

Как все это происходит в подробностях, есть ли "профессиональные неплательщики", как работают коллекторские фирмы по сбору долгов для интернет-магазинов, можно ли на 100% обезопасить себя от неплатежей, что происходит Европе сейчас -после наплыва беженцев и волны кризиса... Если Вам интересны эти вопросы - пожалуйста, спрашивайте в комментариях и мы подробно расскажем. А пока на этом все - ибо и так получилось довольно занудно :-)