Coca-Cola, Levi's и Marlboro были одними из контрабандных товаров из-за рубежа, которые были очень, желанными и дефицитными.
1. Кока-Кола и Пепси
Ограниченные поставки Coca-Cola проникли в Советский Союз накануне 1930-х гг. Но, даже спустя десятилетия, заполучить в свои руки знаменитый напиток было непросто, так как он не продавался в магазинах. И часто все сводилось к тому, насколько “связан” покупатель.
Советский герой войны и маршал Георгий Жуков использовал свое уникальное положение, чтобы попросить генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра предоставить ему специальное варево. Чтобы не подвергать опасности свою идеологическую лояльность, будучи замеченным пьющим капиталистический напиток, генерал Жуков потребовал, чтобы его поставка coca-cola была белой и приходила в немаркированных бутылках, украшенных красной звездой на коронной крышке, символе Красной Армии.
Со временем Coca-Cola уступила советский рынок своему основному конкуренту-Pepsi.
2. Levi’s
Советы узнали о джинсах во время культового Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году.
Импорт джинсов в СССР оставался немыслимым и преступным предприятием. Но джинсы, тем не менее, были очень желанны. Поскольку поставки были крайне скудными, советские денди были готовы отдать что угодно за пару Леви, которые они обычно покупали у фарцовщиков, теневых советских "предпринимателей", которые получали товары иностранного производства от приезжих туристов и бизнесменов.
3. Adidas
Немецкий спортивный бренд Adidas взял Советский Союз штурмом благодаря мастерски разработанной PR-стратегии компании: советские олимпийские чемпионы на Играх 1980 года в Москве вышли на победные подиумы в фирменных нашивках Adidas (хотя логотип компании был удален по распоряжению советского правительства).
Этот трюк не слишком хорошо сработал для правительства, и популярность Adidas взлетела в Советском Союзе сразу после летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.
Сочетание фирменного спортивного костюма, кроссовок и кепки было убийственным для любой советской модницы. Adidas стал символом процветания и моды в СССР, а позже превратился в визитную карточку российской криминальной культуры.
4. Stimorol and Turbo
Как только жевательная резинка попала в СССР, она мгновенно стала новой валютой среди советской молодежи. Его можно было легко обменять на другие, более практичные вещи и товары, и он часто использовался многими людьми. Выбрасывание его было табу в сознании большинства подростков в то время. В марте 1975 года жевательная резинка стала косвенной причиной трагедии, унесшей жизни 21 человека в Москве.
5. Casio and Seiko
Цифровые часы были революционной инновацией, которая наводнила Советский Союз в 1980-х гг. Casio и Seiko были ведущими производителями, но было и много других моделей. Часы со встроенным калькулятором или динамиком были одними из самых популярных моделей.
6. JVC and Sony
Формат видео VHS распространился в Советском Союзе в 1980-х годах, и это был мгновенный хит. Советские граждане жаждали фильмов, вызванных капитализмом, с участием таких звезд, как Брюс Ли и Арнольд Шварценеггер. Эротика также последовала и вскоре была криминализирована по советскому законодательству. Предприимчивые смельчаки быстро устанавливали кинотеатры в своих домах и взимали с соотечественников 50 копеек или 1 рубль ($1-$1,5) за привилегию просмотра фильма, втиснутого в крохотные квартирки.
7. Jawa
Эти культовые мотоциклы были изготовлены в Чехословакии и экспортировались в Советский Союз в больших количествах. Они были мечтой каждого советского подростка, выросшего в 80-е годы, поскольку они были из-за рубежа, но все же более доступными, благодаря социалистическому товариществу Чехословакии.
8. Burda
Модный журнал Burda начал гипнотизировать советских женщин в 1987 году. Именно тогда в СССР появился первый номер культового немецкого журнала мод. Поскольку это был первый европейский журнал, одобренный для советской аудитории правительственными цензорами, он произвел огромный фурор и повлиял на миллионы советских женщин.
9. L’Oreal
Косметика уже широко производилась за рубежом, но была в дефиците в Советском Союзе. Но в 1970-х годах тушь для ресниц, тени для век и помада стали все более широко использоваться в СССР, благодаря недавно созданному местному производству. Но ‘иностранное " качество, тем не менее, превосходило товары отечественного производства, и французский L'Oreal был самым желанным брендом в то время. Польский бренд Pollena также был хитом.
10. Marlboro
Обеспечение своих граждан сигаретами не было проблемой для советского правительства. Однако в 1980-е годы в СССР возник дефицит табака, что привело к завышению стоимости сигарет иностранного производства. Такие бренды, как Marlboro и Kent, были в дефиците и часто привозились из-за границы с иностранными туристами или деловыми путешественниками. Следовательно, курильщики стремились купить сигареты незаконно в гостиницах и на железных дорогах.