Найти в Дзене

Курс превратить Китай из аграрной страны в индустриальную, который возымел успех.

Рассмотрим подробнее экономические взгляды, существовавшие в Китае в 40-х. До 1949 г. и в первые годы после образования КНР ее руководители неизменно отмечали несоциалистический характер того этапа китайской революции и, более того, подчеркивали, что переход к социалистическому этапу возможен только в отдаленном будущем. Так, один из теоретиков КПК, Чжан Вэньтянь (с 1935 по 1937 гг. генеральный секретарь ЦК КПК; затем до 1940 г. главный руководитель ЦК), писал в то время о том, что, прежде чем приступать к построению социализма, китайскому обществу необходимо будет пройти этап капитализма, поскольку в стране еще не созрели условия для введения социалистических форм хозяйства. В докладе Мао Цзэдуна на 2-м пленуме ЦК КПК 7-го созыва в Сибайпо (март 1949 г.), хотя и формулировалась задача «превратить Китай из аграрной страны в индустриальную и построить великое социалистическое государство», говорилось, что «после победы революции сначала будет 30–50 лет новодемократического общества, за

Рассмотрим подробнее экономические взгляды, существовавшие в Китае в 40-х.

https://www.pinterest.ru/pin/411305378467909486/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/411305378467909486/?nic=1

До 1949 г. и в первые годы после образования КНР ее руководители неизменно отмечали несоциалистический характер того этапа китайской революции и, более того, подчеркивали, что переход к социалистическому этапу возможен только в отдаленном будущем.

Так, один из теоретиков КПК, Чжан Вэньтянь (с 1935 по 1937 гг. генеральный секретарь ЦК КПК; затем до 1940 г. главный руководитель ЦК), писал в то время о том, что, прежде чем приступать к построению социализма, китайскому обществу необходимо будет пройти этап капитализма, поскольку в стране еще не созрели условия для введения социалистических форм хозяйства.

В докладе Мао Цзэдуна на 2-м пленуме ЦК КПК 7-го созыва в Сибайпо (март 1949 г.), хотя и формулировалась задача «превратить Китай из аграрной страны в индустриальную и построить великое социалистическое государство», говорилось, что «после победы революции сначала будет 30–50 лет новодемократического общества, затем только можно будет заниматься социалистической революцией».

Та же мысль о неизбежности длительного периода перехода к социализму и существования многоукладной экономики при господстве государственного сектора, о постепенности в социалистическом преобразовании сельского хозяйства, кустарной промышленности и частнокапиталистического уклада присутствовала в его статье «О демократическойдиктатуре народа» (июнь 1949 г.).

Эта точка зрения была подтверждена и в решениях 3-го пленума ЦК КПК 7-го созыва (июнь 1950 г.). Отсутствие в «Общей программе» НПКСК ясно очерченной перспективы перехода в будущем к социалистическому строительству в КНР вызывало беспокойство некоторых руководителей партии и демонстрировало наличие в ней определенных разногласий по вопросу о характере государственного и политического строя, о стремлении части партийных кадров конституционно зафиксировать социалистическую ориентацию Китая.

«Во время обсуждения общих принципов, – отмечал в своем докладе на сессии НПКСК в 1949 г. Чжоу Эньлай, – было высказано мнение, что, поскольку мы признаем, что новая демократия является переходной ступенью, и что мы определенно будем развиваться в направлении более высоких ступеней – к социализму и коммунизму, то эта перспектива должна быть ясно отражена в общих принципах».

Стремление Мао Цзэдуна и его сторонников ускорить переход к социалистическому строительству коренилось в особенностях исторического опыта КПК. Основными чертами проводившейся ею в течение двух с лишним десятилетий социальной политики были ставка на военизацию всех форм общественной жизни, курс на самообеспечение населения минимумом самых необходимых продуктов и товаров, уравнительное распределение на предельно низком уровне потребления. К моменту прихода к власти КПК не имела опыта руководства народным хозяйством с помощью экономических рычагов.

Зато она располагала значительным опытом управления полунатуральным и натуральным хозяйством политико-административными методами, что породило у ряда руководителей партии представление о всесилии политических и административных рычагов как главного орудия переустройства общества и недооценку ими экономических законов.

На 3-м пленуме ЦК КПК 7-го созыва (июнь 1950 г.) те, кто считал необходимым как можно скорее «разделаться с капитализмом» и «ввести социализм», оказались в меньшинстве и подверглись критике. Ряд выступавших предлагали, ограничив сферу деятельности частного капитала, в то же время не отталкивать буржуазию, а использовать ее возможности для развития национальной экономики. В 1951 г. в руководстве страны уже разгорелись споры относительно темпов строительства новой экономики. Министр финансов Бо Ибо выступил против ускорения хода коллективизации.

Того же мнение придерживался и заместитель председателя правительства Лю Шаоци и некоторые другие руководители страны.

Но на сторону их оппонентов встал Мао Цзэдун. В сентябре 1952 г. Мао Цзэдун, выступая на совещании Секретариата ЦК КПК, заявил, что социализм «следует в основном построить в течение 10–15 лет, а не начинать переход к нему спустя 10 лет».

Гао Ган следовал в этом за Мао Цзэдуном, который считал достигнутые к тому времени темпы кооперирования очень низкими и нетерпеливо требовал их ускорения, в то время как заместитель премьера Госсовета, заведующий Отделом ЦК КПК по работе в деревне Дэн Цзыхой и его сторонники в руководстве КПК, наоборот, рассматривали их как явное «забегание вперед».

Поводом для острого столкновения в руководстве КПК по вопросам социально-экономической политики стали проблемы реформирования налоговой системы.