Найти тему
ОНИ

«Морской дракон» — проект самой грузоподъёмной ракеты в мире

Создание самой грузоподъёмной ракеты в мире «Морской дракон» началось в США в 1960-х годах. При проектировании главной задачей было максимально снизить стоимость пуска. Для этого инженеры пошли на необычные меры.

Ракета обладала длиной 150 м, и шириной более 20 м. До сих пор ни один из проектов не может "похвастаться" такими колоссальными габаритами. Самая мощная советская ракета «Н-1» составляла в длину чуть более ста метров, а американская «Сатурн-5» — 110 м. Последняя могла доставить на низкую орбиту не более 110 тонн полезной нагрузки, а «Морской дракон» — до 550 тонн.

Особенностью ракеты был старт с водного пространства. Это должно было удешевить стоимость разработки и пуска: не требовался крупный космодром со сверхпрочной стартовой площадкой. Для постановки ракеты в вертикальное положение к её первой ступени закреплялся балласт. При этом часть ракеты погружалась в воду, облегчая доступ ко второй ступени с полезным грузом.

-2

Первую ступень планировалось оснастить реактивным агрегатом с тягой в 35 тысяч тонн, работающим на топливной паре «кислород-керосин». Он должен был включиться на первые полторы минуты; за это время «Дракон» поднимался на высоту 40 км, после чего в действие вступала водород-кислородный двигатель второй ступени с тягой в 6 тысяч тонн. На нём ракета преодолевала ещё 190 км.

Первая ступень планировалась многоразовой — после отделения от носителя она совершала посадку в 300 км от места старта. Благодаря особенностям конструкции стоимость доставки на орбиту 1 кг груза составляла около 500 долларов (сегодня это было бы около 4 тысяч долларов). Для сравнения, современные американские ракеты требуют вдвое больше — от 8 тысяч долларов за 1 кг.

-3

Однако в 1960-х годах США активно соперничали с СССР в лунной гонке, в связи с чем подавляющая часть бюджета шла на лунную программу Аполлон. Остальные программы испытывали проблемы с финансированием. Проект «Морской дракон» не стал исключением и в середине 60-х годов был закрыт.