"Снежный барс мне сказал, что я могу к нему обращаться за советом". Исповедь шаманки Чалын

Фото из архива Чалын
Фото из архива Чалын

Подруга снежного барса

«Я не замужем, у меня нет детей. И это – грань моего предназначения в этой жизни. Если я захочу – семья будет, причем крепкая и счастливая. Но у меня другой путь...»Алтайская шаманка Чалын рассказывает о себе.

Мой тотем

Я – шаманка по рождению. В раннем детстве жила на Дальнем Востоке. Наш дом стоял возле леса. Место было глухое, безлюдное, и меня, пятилетнюю, отпускали гулять одну. Зима. Шуба, валенки, шарф. Шапка меховая до носа натянута. И строгий наказ от родителей – дальше лесной опушки не заходить.

Я прекрасно помню это утро до сих пор. Снежные сугробы сверкают в солнечных лучах. Лес не шелохнется. И я вижу цепочку свежих следов – как от большой кошки – ведущие в лес. Мне любопытно – что там за зверь в лесу прячется. Я иду по следам и вижу огромного кота, серовато-пятнистого. Мы глядим друг на друга и молча разговариваем. Кот рассказывает, что ему не нравится ходить по рыхлому свежему снегу, но он все равно пришел, чтобы повидаться со мной. Теперь я про него знаю и могу к нему обращаться, когда потребуется совет. Потом он разворачивается и уходит в чащу. А у меня так тепло и радостно на сердце, я полна безграничного доверия к миру, где живут такие чудесные звери, разговаривающие с пятилетними девочками как со взрослыми. Много лет спустя песня Бориса Гребенщикова про «Город золотой» всколыхнула во мне похожие чувства – общность со всем живым и счастье от этого.

Вернувшись домой, я рассказала родителям, что говорила в лесу с большим пятнистым котом. Они бросились во двор, увидели следы на снегу – мои и его. Поняли, что я видела снежного барса, испугались и строго-настрого запретили выходить со двора.

Кошачьи – это мои покровители в мире людей и духов, мои помощники. Я потом часто видела мудрого барса во сне, мысленно общалась с ним. Я всегда чувствовала весь мир живым, животных – мыслящими. Слышала голос травы, ветра и приближающегося дождя. Предсказывала предстоящие изменения погоды точнее, чем бюро прогнозов, и взрослые про них меня всерьез спрашивали, прежде чем из дома выходить.

Шаман – это проводник между миром духов и миром людей.

Шаманский дар

Дар мне достался от бабушки по материнской линии. Бабушка когда-то понемногу шаманила для родни, но почти ничего об этом не говорила. Порядки в СССР были суровые: за рассказ о том, что ты говоришь с духами умерших предков и путешествуешь между мирами, могли и в психушку упечь. А то и еще хуже: существовало постановление: если шаман во время камлания будет предсказывать падение советской власти, то это – уголовное преступление. И когда я поделилась своими переживаниями с мамой, она велела обо всем молчать, но и не бояться, так как в ее родне были и «видящие», и «слышащие».

Мне было четырнадцать лет, и мы уже жили в Сибири, когда моя тетя предложила мне креститься в православную веру вместе с ее дочкой, моей ровесницей. Она понимала, что ее девочка не захочет проходить обряд одна, и позвала меня «за компанию». Мне ее идея понравилась, и я решила пройти через крещение. И мы приехали в новый, только что отстроенный красивый храм. Но после крещения я ничего не почувствовала, в отличие от своей взволнованной двоюродной сестры, и решила, что это – не мое. И стала искать свои корни, чтобы разобраться, кто я и как мне жить.

Поиски и находки

Я окончила школу, поехала в Казахстан, на родину бабушки по материнской линии. Нашла там много интересной информации о своих предках. Поступила в Казахский государственный университет. После института попала в особую экспериментальную группу для студентов, говорящих на русском языке. Мы изучали религии и традиции разных народов. На год нас отправили на Тибет. Потом восемь месяцев я провела в Индии, открывала для себя тайны индуизма, стажировалась как целитель.

На Тибете я познакомилась со своим Учителем, который оказал огромное влияние на мою жизнь. Он согласился принимать студентов для того, чтобы отбирать среди них одаренных и обучать их. Среди одаренных оказалась и я. Он сложил в одно целое мою личность и мои взгляды и показал мне, что я – шаманка. Мне удалось понять мое предназначение. Моя мать создала мое тело, Учитель создал мою душу.

Мы в горах. Надо проводить обряд. Льет проливнойдождь. Гаснет костер, мокнутлюди и мой шаманский бубен. И я шепотом прошу дождь, чтобы он днем прекратился, а ночью пролился. Ирассказываю ему, как нам будет приятно спать под егошум. Дождь услышал меня. Остановил свой бег. Мыразвели костер, выполнили шаманскую практику. Вернулись в свой домик. Помылись в бане –а тут и дождик зарядил на всю ночь.
Разве может быть более ясное доказательство того, что мир – живой и в нем есть разумное начало, котороеруководит всемсущим?

Что такое современный шаманизм и чем он отличается от прежнего.

Классический древний шаман был крепко привязан к тому месту, где он жил – к деревьям, ручьям, скалам, к своему роду. Он заботился только о том, как живет его род, его племя, его село. Отдаляясь от них, он терял силу. В те годы ему не приходилось путешествовать по миру, перелетать с Алтая в Индию или на Кавказ. Он пребывал только в своих родных краях и шаманил только для своего поселка.

Потом все изменилось. Мир стал открытым. И мне, чтобы шаманить в Канаде, Перу, Индии, Москве, надо знать больше традиций и понимать, что Бог – это не грозный бородатый дядька на облаке со сводом законов в одной руке и палкой для наказания непослушных в другой. Все сложнее. Мы персонифицируем Бога в разных образах. Для каждого народа выбирается свой образ, самый для него близкий, а иногда – сразу несколько, чтобы людям было с ним проще общаться.

Но все больше и больше людей понимают, что Бог – намного больше, значительнее, чем один образ, и его частица присутствует во всем живом и неживом – от камня до вашей кошки.

Современному шаману нужно знать и чувствовать верования других народов, изучать христианство и буддизм, индуизм и вуду, чтобы тонкий потусторонний мир другой земли пропускал его и общался с ним. И тогда он сможет проводить ритуалы и на Урале, и на Тибете, и в перуанских Андах, и в Аравийской пустыне.

Для того чтобы выполнять свои задачи, помогать людям через общение с тонким миром, шаману тоже нужно меняться. Он должен принимать новые условия пребывания среди духов, о которых они ему во время путешествий по мирам сообщают, и новые условия проживания людей, которые видит сам.

Как я провожу обряды

Проще всего шаманить на природе, но можно проводить ритуал и в городской квартире. Близость воды, горы, открытый огонь – костер, камин, свечи – помогают обряду. Шаманю я в обрядовой одежде. Беру в руки бубен, начинаю петь свою шаманскую песню, которая у каждого шамана своя. Танцую, вращаюсь, бью в бубен. Вхожу в транс. Голосовая вибрация, движение, ритм, измененное дыхание прокладывают для меня дорогу в мир духов. Того, кто находится рядом, я ввожу в такое же состояние, и он следует за мной. Чем больше народу я провожу через обряд, тем больше для меня нагрузка. Я должна следить за каждым, кто идет со мною, чтобы они не заблудились или не попали под влияние коварных духов.

Сначала мы направляемся в нижний мир для освобождения от зажимов, блоков, запретов, подавленных страстей, отдаем гнев, зависть, злобу. Люди в это время испытывают радость и буйство чувств, они могут петь, танцевать вместе со мной. Там же в нижнем мире живут духи болезни, смерти, события прошлого, туда я прихожу, чтобы лечить кого-то. А потом почти всегда мы поднимаемся в верхний мир и там общаемся с высокими духами и заглядываем в будущее. Без остановки и расслабления в нижнем мире ты не сможешь воспринимать послания верхнего. Какие-то переживания у нас общие, часть пути человек проходит сам. Мы путешествуем по Реке жизни или по лесам Великой охоты, бродим в Подземном мире. Посещаем и такие места, для названия которых нет слов в человеческом языке.

Я провожу человека через обряд, чтобы найти в прошлом корни его проблемы или причины болезни, заглянуть в будущее и узнать, как все сложится, если он пойдет по выбранному пути. В мире духов он общается с предками и получает от них наставления и силу, входит в контакт со своим предназначением и выбирает жизненный путь.

Жертвоприношение. Что ушло в прошлое

Мы с ужасом читаем про то, что в глубокой древности приносили в жертву богам людей и животных, и называем такое общество жестоким и негуманным. Но на том уровне его развития это было самым действенным способом изменить тонкий мир, повлиять на духов, открыть или закрыть с ним связь.

Китайский градоначальник строит крепость – его жена бросается с башни вниз, чтобы своей смертью сделать крепость непобедимой. Шаман выгоняет из вождя злого духа и убивает коня, чтобы дух на нем ускакал. Лечит больного лихорадкой ребенка и убивает барана или курицу, чтобы дух болезни ушел и не возвращался. Отдать человеческую жизнь было единственной возможностью закрепить великую договоренность в потусторонних мирах о спасении многих ценой одного. Принести в те времена в жертву барана или коня означало отдать очень многое: числом баранов и лошадей измерялся статус человека, его ценность в материальном мире.

Фото из архива Чалын
Фото из архива Чалын

Теперь духам живые жертвы не нужны. Человек развит настолько, что ему не нужна ничья смерть для того, чтобы изменить ситуацию. Он обладает принципами, и по ним мерится его слава и статус. И он может жертвовать не баранами и козами, а принципами, взглядами. Перестраивать себя. И духи эту жертву охотно принимают.

Добровольная жертва. Принцесса Кадын с плато Укок

Три дня назад я вернулась с Алтая, с высокогорного плато Укок, которое располагается на высоте 2500 м над уровнем моря и распространяется на четыре страны: Россию, Казахстан, Монголию и Китай. На этом плато в 1993 году археологи обнаружили захоронение «алтайской принцессы» по имени Кадын. Ее забальзамированное тело хранилось в кургане во льду. Девушка двадцати пяти лет (возраст позже выяснили ученые) была одета в шелковую блузку, шерстяную юбку, убрана золотом и драгоценностями. Ее руки покрывала сложная магическая татуировка. Рядом с ней покоились шесть коней в полной сбруе из чистого золота. Находка поразила весь мир. Мумию увезли в Новосибирск. В качестве музейного и научного экспоната она путешествовала по лабораториям многих стран.

А на Алтае начались землетрясения и наводнения. И шаманы сказали, что принцесса две тысячи лет назад добровольно принесла себя в жертву, чтобы защитить родной край от злых духов нижнего мира. Как только ее мумию потревожили, равновесие нарушилось, нижний мир всколыхнулся, беды обрушились на людей. Несчастья будут преследовать народ Алтая и все окружающие земли, пока принцессу-защитницу не вернут на место. Вместе с ее мумией вернется на родину и ее дух.

В 2012 году в Горно-Алтайске построили саркофаг для принцессы, возвели новое здание музея. И принцесса Кадын вернулась на родину. Место ее захоронения обладает особой силой и тесно связано с миром мертвых.

У каждого из насесть помощники, которыерады помочь нам своей энергией и советами. Это наши предки. Они стоят у порога нашей души и терпеливо ждут, когда же мыпро них вспомним.И многие шаманские ритуалы проводятся для того, чтобы восстановить нашу связь с ними.

Благоволение

Мы собрали группу из начинающих и опытных шаманов – из тех, кто интересуется местами силы, прилетели на Алтай и отправились на курган принцессы. Плато за последние двадцать лет превратилось в оживленное туристическое место. Поэтому пришлось провести ритуал, связаться с духом принцессы и попросить ее о том, чтобы нас возле места ее упокоения никто не тревожил. Мы шли к могиле пешком. По дороге нас опередили несколько машин и автобус с туристами, но все они сразу же по каким-то причинам вернулись обратно.

В полном покое солнечным ярким днем мы провели обряд и побеседовали с укокской принцессой. Я видела молодую крепкую женщину с длинными черными косами, которая знала, что от рождения предназначена в жертву во благо ее рода и равновесия мира. Кадын воспитывали как будущую посредницу между миром живых и миром мертвых, как защитницу от потустороннего зла, от демонов. Я видела, как она едет к месту своего ритуального погребения – потрясающе красивая, гордая, в золотых ритуальных украшениях, на повозке, запряженной шестеркой рыжих коней. Я попросила ее открыть нам тайну – как говорить с предками.

Когда наша группа вернулась, мы провели общий обряд, чтобы все смогли пообщаться с духами предков. У одной из участниц ровно сорок дней назад ушла из жизни мама. И женщина вступила с нею в контакт. Они долго разговаривали, простили друг друга. И моя ученица нашла ответы на те вопросы, которые мучили ее сорок дней, и испытала умиротворение. Острая боль сменилась тихой радостью оттого, что она сможет общаться с мамой. Другая женщина вышла на контакт с давно умершей сестрой и получила от нее одобрение на занятия шаманской практикой, против которой возражали многие ее родственники.

Чувствовать связь с предками надо. Корни должны быть у каждого. Человек не одинок – он звено в бесконечной цепочке. Это был для всех, в том числе и для меня, момент очень сильного, глубочайшего переживания. Кто-то окунулся в него впервые – я осознавала это много раз. Но ощущение счастья и важности происходящего у нас было одинаково мощным.

Как-то раз на пресс-конференции журналистспросил удалай-ламысочувственным голосом: «Как же вы живете – без семьи и детей?» На что милейший далай-лама с улыбкой ответил: «А это не ваше дело, мой дорогой!»

Два пути

Есть разные шаманские традиции. Какой из них придерживаться, зависит от того, какая у тебя карма на нынешнее воплощение. Некоторые шаманки – семейные и многодетные. Вся их жизнь вращается вокруг мужчины и отношений с ним. Они продолжают решать задачи, проистекающие из прошлой жизни, связанные с семьей и материнством, и сильны в бытовом шаманизме, замешанном на любви, рождении и воспитании детей. Это небольшие, но очень важные задачи.

Если ты в своих прошлых жизнях отработала все связанное с семьей и детьми, то любовь к мужчине становится для тебя только частью огромной картины мира, а не ее основой. Ты не создаешь семью, но заботишься обо всех семьях и всех детях. Становишься учителем и формируешь душу человека, помогаешь ей родиться и раскрыться. Это – мой путь. Я его не выбирала, он мне предначертан. Я поняла это в самом начале, в свою первую поездку на Тибет.

Моя любовь

Учитель – это тот мужчина, которого я люблю. Для такой любви не нужно жить вместе и каждый день укладываться в общую постель. Если людей связывает секс, они производят детей, если чувства – преуспевают в общих делах, если сильна духовная общность – делают счастливее жизнь окружающих людей. Мой любимый человек – в первую очередь мой единомышленник. Я точно знаю – любовь возможна только между той женщиной и тем мужчиной, у которых одинаковые взгляды и которые мыслят одинаково. Если у пары разные убеждения – страсть бросит их в объятия друг друга, они ею насладятся, а потом разойдутся.

Для меня мир за любовными отношениями пары огромен. Какое место занимает любовь в моей жизни? Свое собственное. Она не заменяет мне ни дружбу, ни работу, ни творчество, ни познание мира.

Мой дом там, где я есть

У меня нет дома в обычном человеческом понимании этого слова. Я все время в дороге – в поездках по городам, где у меня ученики, в экспедициях по местам силы. Я привожу туда людей, которые хотят узнать о себе и мире что-то новое, и они переживают там совершенно необыкновенные, «небесные» состояния.

Когда я ощущаю потребность остановиться, сделать паузу, вернуться в детство, я приезжаю к родителям в Новосибирск, где они сейчас живут. Когда я хочу почувствовать себя любимой, задуматься, подняться чуть выше в развитии – отправляюсь к своему Учителю на Тибет. Я бываю у него раз в два-три месяца. Там я чувствую себя по-настоящему счастливой.

Вот это – счастье

Утром ты открываешь глаза в просторной комнате и улыбаешься. В твоей душе еще звенит отголосок смешного сна о том, как вы играли вместе со снежным барсом и катались по утренней росе на горном лугу. Ты приподнимаешься на локте и видишь в многочисленных окнах вершины гор, озаренные восходящим солнцем. Кажется, будто бы они парят в воздухе, потому что подножия гор еще скрываются в ночной мгле. Небо над горами глубокого сапфирового цвета. Постепенно оно светлеет. Ты медитируешь, глядя на него, потом выходишь на террасу и видишь, как сапфировая глубина сменяется лазоревым блеском и день вступает в свои права. Теплеет воздух. Ученики собираются на завтрак, слышны тихие голоса, смех. Ты находишься среди родных тебе душ.

Тебя ждет Учитель, и ты рада, что за все прошедшие годы он совсем не постарел, словно у него нет возраста. Сегодня – день встреч и бесед, которые вдохновляют, волнуют, зовут куда-то. Здесь тебя понимают и принимают. Здесь ты своя.

Зачем шаману костюм

Обрядовая одежда для меня обязательна, так как я взяла на себя шаманские обязательства – помогать людям. Я работаю всерьез, вовлекая в ритуал множество людей. Моя юбка, рубашка, бубен – живые, в них накапливается сила, образующаяся во время ритуала. Эта силаподдерживает меня, когда возникаетнужда.

Если вы изучаете шаманизм как любитель и не брали на себя обета служения, то некоторые ритуалы для разговора с предками или с природой, со своим тотемным животнымможно проводить в обычной одежде.

Что такое камлание

Так называется ритуал, во время которого шаман поет, танцует, бьет в бубен и общается с духами.

Записала Галина Панц-Зайцева

(с) "Лилит"

Тайные знания ЛилитЭзотерика, психология, мистика, астрология, авторские тесты и жизнь взрослых людей. Здесь пишут только профессионалы. Подписывайтесь на нас! Наш основной канал здесь: https://dzen.ru/lilit_magazine
101K подписчиков