Принцип движения параллельными терциями обогатил музыку, но это завоевание не принесло бы большой пользы развитию полифонии, если бы в практике дисканта не оказался принцип еще более плодотворный: принцип противоположного движения.
Дальнейшее приложение этого принципа составляет область контрапункта (движение ноты против ноты). Название «контрапункт» встречается впервые в 1300 г.
Под ним подразумевали искусство наслаивать друг на друга несколько мелодий и исполнять их совместно. Франция прославилась изобретением этой художественной дисциплины и ревностным ее культивированием в монастырях и певческих школах.
Одним из старейших очагов контрапункта был Лимож. Париж последовал за ним в XII веке. Стали появляться небольшие полифонические пьесы, различных авторов. Около 1150 г. капельмейстер церкви Парижской богоматери, создал капитальное собрание (большая органная книга).
Его преемник по должности и последователь магистр Перо де Великий продолжил эту работу.
После основания Парижского университета Робертом де Сорбоном (1202 — 1274), Париж становится громадным по значению интеллектуальным центром, и коллегия университетских ученых имеет в своей среде ученых теоретиков-музыкантов, работающих над развитием нового контрапунктического искусства.
Этот переход теоретико-познавательной работы над музыкой в университетскую сферу, чрезвычайно важен.
Со второй половины XIII века Парижский университет разросся и занял целый квартал города. Он стал точкой приложения свободного исследования.
Отсюда вышла оппозиция папству и схоластике. Поскольку город разбогател материально и политически окреп, постольку выдвинулось торговое и чиновное бюргерство и из своей среды стало создавать деятелей в различных областях культуры.
Клирикам пришлось уступать. Видные люди при Филиппе IV были бюргерского происхождения. Все это движение имело большое значение и для «секуляризации» музыки, с одной стороны, и для еще большего развития в ней интеллектуализма—с другой. Появляются музыканты—композиторы по призванию.
Расцветает и мысль о музыке.
Из университетских кругов выходят замечательные теоретики. Иоанн де Грохео, автор ценных работ о средневековой музыке, вероятно, был магистром искусств Парижского университета и, во всяком случае, стоял близко к кругу выдающихся ученых той эпохи, предшественников Декарта, Галилея и Коперника.
В первой четверти XIV века те же круги выдвинули не менее выдающегося писателя о музыке Иоанна де Мурис.
И еще важный факт: в 1321 г. парижские музыканты-ремесленники объединились и организовали Сен-жульенское братство менестрелей с цеховой структурой.
Среди всех этих явлений и событий продолжалась теоретическая и практическая работа над контрапунктом.
Полифония в эпоху своего происхождения и ближайшую к ней, удовлетворялась присоединением к главной мелодии голосов, принимавших ее же ритм.
По мере отхода от неизменной нотации, не содержавшей обозначения ритмической ценности, мысль музыкантов пошла по направлению исканий возможностей точного закрепления длительности каждой ноты.
По-видимому, музыкальная ритмика еще не могла вполне стать независимой от поэтической, и потому естественно, что первый этап исследований привел все-таки к утилизации греческой метрики.
Каждый голос принимал с начала пьесы и сохранял до конца определенный ритм, мерой которого была формула того или иного стихотворного размера (трохей, ямб, дактиль), иначе говоря, соединение сильных и слабых времен (принципа акцентов) с долготой или крат¬костью звуков.
Эти музыкальные формулы носили название модусов, важнейшими из которых были три: хорический, ямбический и дактилический.
Все мы о них слышали. Так вот откуда они появились!
Варьирование модусов и разложение их на мелкие ритмические доли открывали возможность ритмического закрепления сложной полифонической ткани.
Следующий шаг: закрепление за каждой нотой присущей ей ритмической меры — это начало мензуральной музыки и тем самым приближение к современной нотации, потому что вся наша музыка, исключая (и то относительно) свободные каденции, — музыка мензуральная.
Время не привнесло существенных изменений в принципы, поставленные первыми теоретиками мензуральности.
Возникновение мензуральной музыки показывает, что музыкальное искусство окрепло и что многоголосие требовало самостоятельной музыкально-ритмической системы и устойчивых постоянных методов сопряжения звуко-элементов.
По всей вероятности, в этом движении большую роль сыграла инструментальная музыка, почувствовавшая за собою почву, находясь «на службе» в городах у крепнувшего и богатевшего бюргерства.
Основы контрапункта (и в плане интонационном, и в плане мензуральном) были установлены теоретиками: старшим Иоанном де Гарландия (1230 г.), Франко Парижским и Франко Кельнским (1250 г.).
Надеюсь вам было интересно узнать что-то новое о музыке!