О том, как запустить более 40 инновационных проектов для «ВкусВилла» и что такое цифровая трансформация.
Современный бизнес развивается настолько стремительно, что многие привычные источники конкурентных преимуществ, которые были актуальны еще пару лет назад, уже перестают работать. Регламентация и оптимизация бизнес-процессов больше не обеспечивают кратный рост бизнеса. При этом конкуренты наступают со всех сторон, в том числе из мира Интернета, и всё больше становятся похожи друг на друга.
Оказывается, что технологии — один из немногих еще неисчерпанных источников конкурентных преимуществ. Только благодаря им можно существенно (на порядок и даже на порядки) оптимизировать затраты и запускать принципиально новые, ранее недоступные продукты и услуги.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Представьте, что вы собрались в отпуск и купили страховку от невылета. Предположим, ваш рейс отменили (риск реализовался) и вам положена выплата. Раньше вам нужно было бы пройти несколько кругов ада — найти представителя авиакомпании, получить справку, собрать комплект недостающих документов и отнести все в страховую компанию, отстоять очередь и через месяц получить выплату. Благодаря технологиям стало возможно моментальное урегулирование. Уже несколько страховых получают данные от авиакомпаний онлайн и в случае реализации риска моментально выплачивают застрахованному положенную премию на банковскую карту. Это пример продукта, который ранее был невозможен без технологий.
Вокруг мысли, что технологии — это источник конкурентных преимуществ, построена и наша компания. С помощью технологического аудита мы помогаем найти такие «скрытые резервы», определить точки роста и подобрать подходящие технологии.
Во «ВкусВилле» наш отчет по результатам технологического аудита удивил даже основателя сети Андрея Кривенко. Он сказал, что летом 2017 года был уверен, что его компания технологически развита, но мы нашли более 40 идей новых проектов…
Как это получилось? Мы проанализировали более 150 тыс. патентов в ретейле и отобрали 400 идей, релевантных бизнесу заказчика. А проанализировав мобильные приложения китайских ретейлеров, мы добавили в мобильное приложение «ВкусВилл» подписку и другие функции, увеличивающие Life Time Value (предсказание чистого дохода, связанного с будущими отношениями с клиентом).
Примеры новых продуктов и услуг во «ВкусВилле» вы можете видеть сами. Начиная от сокоматов и кофемашин в магазинах, заканчивая новыми форматами — например, микромаркетами в офисах с кассами самообслуживания, магазинами небольшого ассортимента, сервисами доставки с самовывозом из магазина «Закажи и Забери» и т.д.
Мы также помогли с автоматизацией дизайна. Дело в том, что «ВкусВилл» работает в формате собственной торговой марки (СТМ), при этом более 1500 наименований продукции им поставляют около 500 поставщиков, для которых дизайнеры «ВкусВилла» разрабатывают дизайн-макеты. Автоматизация создания и проверки макетов не только экономит сотни часов в месяц, но и минимизирует риски штрафов со стороны контролирующих органов.
Другой пример. Мы помогли «ВкусВиллу» подобрать подрядчика и составить техническое задание для внедрения системы автоматической сортировки и маршрутизации текстовых обращений покупателей в CRM-системе, для того,чтобы увеличить скорость ответа на критически важные обращения и повысить общую эффективность отдела горячей линии без увеличения штата. С помощью технологий машинного обучения через 3 месяца после запуска проекта больше 60% текстовых обращений уже не только правильно классифицировались, но и в них были правильно заполнены все основные поля. В системе предусмотрен модуль дообучения, поэтому процент правильно обработанных сообщений неуклонно растет.
Наконец, одна из самых интересных задач была от IT-департамента «ВкусВилла»: наладить поиск и внедрение системы сквозной аналитики. Нам сказали: «Ребята, у нас в самой большой таблице уже больше 1,5 млрд строк, и наша система отчетности и аналитики не справляется». Естественно, коллеги из «ВкусВилла» до этого уже пообщались с мастодонтами на рынке Business Intelligence систем из ценовых категорий в диапазоне от $100 тыс. до $1-2 млн и поняли, что для них эти решения либо слишком дороги, либо остается много вопросов к производительности предлагаемых решений.
Мы подошли к выбору системы сквозной аналитики как к выбору автомобиля. У такой системы есть, по сути, два важных критерия: «двигатель» (высокопроизводительная система управления базами данных, которая сможет обрабатывать 1,5 млрд строк) и «кузов» (средство для визуализации данных, с которой будет работать конечный пользователь). В итоге «двигатель», производительная база данных, обрабатывает 1,5 млрд строк за 7 секунд, а «кузов», средство визуализации, позволяет бизнес-пользователям из маркетинга и операционного управления розницей получать оперативные отчеты в нужных разрезах, которые можно быстро дополнительно фильтровать и анализировать по своему усмотрению.
Большая часть кейсов и запросов сейчас относится к IT, что вполне отражает общую тенденцию. Один из запросов, набирающих обороты, — это запрос на цифровую трансформацию, о которой все так любят говорить, но никто не знает, как ее делать.
Что это такое, проще объяснить на примере. Посмотрите на ретейл Китая. Там не так давно появилась компания Alibaba Group, IT-гигант, который в буквальном смысле взрывает мир офлайн-ретейла. У него есть мобильное приложение, установив которое можно распознать элементы одежды на незнакомом вам человеке, найти их в каталоге, увидеть рейтинг с кнопкой «купить». Это мечта, которая стала реальностью благодаря тому, что Alibaba Group — в первую очередь это IT-компания.
Так вот цифровая трансформация — это операция смены приоритетов, когда компания реального сектора понимает, что IT — это не часть бизнеса, а бизнес как таковой.
По мотивам выступления на конференции «IT в ретейле».