Почти тысячу лет назад христианство окончательно разделилось на два лагеря – православие и католицизм. И символом разделения принято считать анафемы, которые провозгласили представители Константинополя и Рима друг другу.
Православные и католики прожили отлученными от Бога почти тысячу лет. Но в 1965 году 7 декабря папа Павел VI и патриарх константинопольский Афинагор подписали декларацию о решении изгладить из памяти и из среды церкви факт взаимной анафемы. Данная декларация была принята после долгой работы специальной комиссии.
Согласно ее тексту, папа и патриарх пришли к обоюдному согласию и заявляют, что они:
а) сожалеют об оскорбительных словах, необоснованных упреках и осудительных жестах, которые как с одной, так и с другой стороны окрасили собою печальные события того времени или сопутствовали им;
б) равным образом сожалеют и желают изъять из памяти и среды церковной акты отлучения, которые затем последовали и воспоминание о которых до наших дней служит препятствием к сближению в духе любви, и предать их забвению;
в) скорбят о том, что дурные прецеденты и последующие события под влиянием различных факторов, прежде всего взаимного непонимания и недоверия, в конце концов, привели к действительному разрыву церковного общения.
После оглашения декларации были озвучены послание папы на латыни и синодальный томас на греческом. Тесты примерно одинаковые и в них говорилось следующее: «Здесь мы письменно провозглашаем, что анафемы, произнесенные в Великой церкви, в лето Господне 1054, месяца июля седьмого числа, четвертого индикта, с настоящего момента и для сознания всех изъяты из памяти и из среды Церкви милосердием Божиим».
Вроде бы все. Только вот в расчет вкралось то, что в те времена православная церковь была единой, теперь же существует 15 поместных православных церквей, которые и составляют единую православную церковь, и не всем патриархам понравилось действие Афинагора, в частности патриарх Московский Алексий I ответил на его телеграмму так: «Телеграмма Вашего Святейшества, в которой Вы пишете о решении снять анафему 1054 года, нами получена. Ожидаем Ваших писем. Предварительно можем сообщить Вам, что рассматриваем решение Вашего Святейшества и Святого Синода Константинопольской Церкви как действие вашей Поместной досточтимой Церкви, обращенное к Церкви Рима. Богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему мнению, не имеет. Братски обнимаю Ваше Святейшество и шлю мои сердечные Вам пожелания. С любовью о Господе. Патриарх Алексий».
В тот же день глава РПЦ отправил телеграмму следующего содержания предстоятелю Греческой православной церкви: «Этот акт … для всей Полноты Православной Церкви богословского значения не имеет, ибо разделение Церквей Католической и Православной слишком глубоко и для преодоления его в настоящее время нет соответствующих оснований».
В таком же духе выразился и архиепископ Афинский Хризостом: «патриарх Афинагор не обладает властью действовать независимо от остальных Православных Церквей, и добавил, что он убежден, что ни одна другая Православная Церковь не повторит деяние Вселенского патриарха».
Алексия и Хризостома поддержала и Русская Зарубежная православная церковь, не признав действия Афинагора легитимными: «он мог так поступать лишь с согласия всех Православных Церквей, потому что дело раскола между Восточной и Западной Церквами касается всех. Это не только личные отношения между Папой Римским и Константинопольским Патриархом».
Получается, что анафема так и висит над православными?