622 подписчика

Эдгар Дега. Римская нищенка

181 прочитал
Эдгар Дега. "Римская нищенка". (1857)
Эдгар Дега. "Римская нищенка". (1857)

В 1856 году Эдгар Дега, которому на тот момент уже исполнилось двадцать два года, уехал в Италию, где надеялся ближе познакомиться с выдающимися памятниками эпохи Возрождения.

Именно в Италии художник начал поиск своего собственного художественного стиля... 

Одной из первых работ Дега стала картина "Римская нищенка", написанная художником вскоре после прибытия в страну.

Перед нами портрет, однако портрет несколько странный,словно обоезанный... Это выхваченный из круговорота итальянской жизни сюжет. Жанровая сцена

Пожилая итальянка сидит на пороге старого дома, опираясь спиной на дверной косяк. Около неё лежит краюха хлеба и расколотый горшок.

Надкусанный хлеб и треснутая посуда лишний раз напоминают нам о превратностях судьбы... Некогда цельная, жизнь этой женщины раскололась на две части, а прежняя радость уступила место печали.

Поза женщины и задумчиво-мечтательное выражение её лица, напротив, навевают воспоминания о былом.

Композиция, избранная художником для портрета, была позаимствована им у старых мастеров: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля...

Однако вместо прекрасной дамы, сидящей у раскрытого окна, за которым расстилается первозданный итальянский пейзаж, мы видим лишь старуху-нищенку.

Место пейзажа занимает коричневая безотрадная стена... Взамен же каменных стен и покрывающих их вьющихся растений мы видим лишь деревянный дверной косяк и прилегающий к нему кусок желтой стены. 

Невеселые думы снедают изображенную художником итальянку. Лицо её задумчиво и полно тихой грусти. Губы плотно сомкнуты, а морщины у рта собрались в скорбные складки. Видно, эта женщина привыкла к лишениям...

Однако есть в её лице и нечто такое, что заставляет нас думать: некогда – и, возможно, не столь давно – она знавала лучшие времена...

Об этом свидетельствуют ее внимательный и несколько отрешенный взгляд, а также тихая меланхолия, которой полнится весь её облик...

Картина кажется нам удивительно яркой, однако художник использует в ней лишь четыре цвета – охру и её оттенки, сине-зеленые цвета, а так же белый и чёрный. Цвета задают настроение композиции, однако пространство моделируют отнюдь не они.  

Следует отметить, что Эдгар Дега принадлежал к живописцам, любившим работать с линией и отдававшим все силы прорисовке своих героев.

Тонкая детализация лица и держащей клюку руки женщины, складок её платья, а также глубокие тени, залегшие у локтя и спины придают фигуре старой римлянки реалистическое звучание.

Яркое же платье и платок делают картину более выразительной и...радостной.

Отнюдь не страдания женщины хотел показать нам художник, но те силу и стойкость, которые помогли ей сохранить достоинство, несмотря на лишения...

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Клод Моне. Старейший вокзал города Парижа

Поль Гоген. Хоровод маленьких бретонок