Найти тему
Историкал

Киевская Русь. Романский собор

Оглавление
https://i.pinimg.com/564x/41/9f/3d/419f3d9590a9eacf5c6b363729bea4e0.jpg
https://i.pinimg.com/564x/41/9f/3d/419f3d9590a9eacf5c6b363729bea4e0.jpg

Киевская Русь

Центром образования государственности стало племя полян, у которого была своя столица — Киев. Начало государственности связано с деятельностью князя Кия. С этого времени постоянно существует преемственность государственнической традиции поляно-руського народа. Известный польский хронист Ян Длугош (ХV в.), использовавший старинные руськие летописи, сообщает, что после смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет правили у полян-русов. Тогда наследство перешло к двум родным братьям Аскольду и Диру.

Аскольд вместе со своими приближенными принял христианство. Это, безусловно, должно было вызвать недовольство племенной верхушки, которая была лишена огромных богатств, добываемых в походах. Народные массы также были недовольны принятием новой веры, которая вытесняла старых богов, старые обычаи, традиции и обряды. Оппозиция искала поддержки извне, так как хотела свергнуть христианского князя.

Такая поддержка была найдена в лице новгородского князя Олега.

В 882 г., переодевшись купцами, дружина новгородского завоевателя появляется в Киеве. Олег убивает Аскольда и захватывает власть в свои руки. Таким образом, в Киеве после убийства последнего Киевича устанавливается господство новой династии — Рюриковичей (после Олега власть в Киеве переходит к Игорю Рюриковичу).

Киевское государство существовало уже почти два столетия до прихода Олега. Оно создало свою собственную политическую структуру монархическое правление. 882 год стал годом династического переворота, когда вместо династии Киевичей, ушедшей с исторической арены, появляется, после переходной фигуры Олега, династия Рюриковичей.

Князья Олег (879 — 912) и Игорь (912 945) объединили поl своей властью все племена на территории от Балтийского до Черноuj моря. Ольга (945 - 969), жена Игоря, проводила мирную политику, занималась внутренним устройством государства, установила связи с Западной Европой. В 955 г. приняла христианство. Ее сын Святослав (962 — 972) — «казак на престоле» — нанес поражение Хазарскому каганату, стремился завоевать Болгарию, но погиб в бою с печенегами у Днепровских порогов.

Новой вехой в истории Киевской Руси стало правление Владимира Великого (980 —1015). Он отстранил от власти варягов и опирался на местную земельную аристократию. В отличие от предшественников, в центре его внимания было, прежде всего, благосостояние государства, а не завоевание земель и сбор дани. В 988 г. Владимир ввел христианство.

Ярослав Мудрый (1019— 1054) продолжал отцовскую политику. Он свел общепринятые в то время законы в единую «Руськую правду». Особо прославился князь строительством церквей. Златоглавый Киев сиял куполами более 400 церквей. Самым величественным был собор Святой Софии. При княжении Ярослава Киевская держава достигла наибольшего подъема и могущества.

Строительство соборов. Романский собор. Раннехристианская базилика

Стилистические особенности средневекового искусства IХ — ХI вв. в наибольшей мере воплощала архитектура. Особенно возросло церковное строительство около 1 ООО г. Действующие храмы расширяли, непрочные, плоские, деревянные перекрытия заменяли долговечными каменными сводами. Строили храмы монахи вместе с нанятыми ремесленниками. Строители многое заимствовали из архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения IX —XI вв. называют романскими (от латинского слова ”Рома” — Рим).

Романский храм это продолговатое массивное сооружение с почти гладкими стенами и высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки на сводах, оконных отверстиях, входах в храм. Своей суровостью и мощью романские храмы похожи на крепости.

С виду романский храм грубоватый и приземистый, но в нем заложен особый, стройный, гармонический замысел. Массивность и геометричность архитектурных форм стали отличительными внешними особенностями романского храма.

В середине романских храмов, в самом их центре размещали изображения Христа или Богоматери, ниже ангелов, апостолов, святых.

Основой романского храма была раннехристианская базилика (в переводе с греческого — царский дом). Романская базилика — массивное каменное сооружение с тремя нефами.

Неф (в переводе с латинского — корабль) — это продолговатое помещение, часть интерьера базилики, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. В основе базиликального (продолговатого) типа храма лежит идея пути как символа ”крестного пути”, дороги страданий и искупления.

Если античный, языческий храм был обиталищем Бога, то христианский предназначался для определенного коллектива единоверцев. Распределение внутреннего помещения и его оформление отвечали иерархической структуре средневекового общества. Клир (священнослужитель) занимал почетное, самое близкое к алтарю место — хор, а в части, отводящейся мирянам, были отдельные места для знати.