Найти в Дзене
Николай Шадрин

дискография Леонида Федорова.1986-1991 - "Он в душе авангардист"

Некоторое время назад я решил восполнить свои познания сольного творчества Леонида Федорова и полез в интернет за советами в этой области. Не найдя того что ожидал, я решил самостоятельно восполнить этот пробел, максимально дотошно изучить дискографию Леонида Валентиновича и написать об том обзор. Конечно, с учетом плодовитости и возраста творческой биографии автора пытаться написать лаконичное повествование сложно, поэтому оно будет поделено на несколько частей.

Леонид Федоров в 1986 году
Леонид Федоров в 1986 году

В том обзоре нельзя обойтись и без альбомов группы "АукцЫон", в которой Леонид Валентинович неизменно является центральной фигурой. Если верить истории, музыкальная деятельность Леонида Федорова начинается в 1978 году, когда вместе с Виктором Бондариком они начали свои совместные занятия музыкой. Им обоим еще не исполнилось и 16 лет, они не умели толком играть и не имели единомышленников. Навыки и друзей по интересам они приобрели к середине следующего десятилетия. Помимо Федорова и Бондарика костяк "Аукцыона" составили Дмитрий Озерский и Олег Гаркуша - оба стали затем основными авторами текстов. Сам Леонид Валентинович к своим песням тексты обычно не пишет, будучи занят в роли композитора, гитариста и вокалиста. Пока свидетельств деятельности "Аукциона"(тогда еще через "И") до 1986 года в открытом доступе не обнаружено. Единственный концерт под этим названием группа дала в ноябре 1983 года - не имея толком готовой программы и стабильного состава. Потом группа пропала на два года и появилась вновь с новыми идеями, силами и возможностями.

Аукцион в 1986 году. Рогожин, Озерский, Гаркуша, Федоров, Бондарик, Чередник, Белявский(директор), Федорович, Скворцов(звукооператор) . фото с официального сайта Сергея Рогожина
Аукцион в 1986 году. Рогожин, Озерский, Гаркуша, Федоров, Бондарик, Чередник, Белявский(директор), Федорович, Скворцов(звукооператор) . фото с официального сайта Сергея Рогожина

Аукцыон - д,Обсервер (1986) ***
Весной 1986 года "Аукцион" произвел фурор на четвертом фестивале ленинградского рок-клуба. Их дебют в каноническом виде состоялся менее чем за год до этого - когда группа смогла, наконец, определится со своим репертуаром, составом и имиджем. С самого начала они поставили целью каждое свое выступление превращать в яркое шоу с костюмами, декорациями, продуманным порядком песен. Они заявили о себе вскоре после распада легендарных "Странных игр", оперативно заняв недолго пустующую нишу самой зрелищной группы ленинградского рок-клуба. С самого начала эти ребята явно не хотели заниматься своим делом по готовыми шаблонам, поставив целью удивлять. Уже тогда в составе группы были сам Федоров, шоумен-вокалист-автор текстов
Олег Гаркуша, клавишник-автор текстов Дмитрий Озерский, саксофонист Николай Рубанов и басист Виктор Бондарик. Неизменную по сей день аукционовскую пятерку тогда дополняли барабанщик Игорь Чередник, саксофонист Николай Федорович и вокалист Сергей Рогожин. Кроме того, участником группы в ту пору числился художник Кирилл Миллер, разрабатывающий внешний вид, сценическое поведение музыкантов и обложки ранних альбомов. Музыкально группа тогда находилась под влиянием модной новой волны с примесью ска и панк-рока. Хотя из-за своей картавости Федоров еще не достаточно уверен в себе как вокалист, он все же солирует на половине программы. Долгое время считалось что их дискография начинается с концертного альбома "Рио Дэ Шушары", записанного той же весной и сразу получивший широкое распространение путем перезаписи. Когда в конце девяностых дошло до официального издания аукцыновской дискографии, копии того концерта нигде не нашлось. Возможно вместо него решили издать записанный осенью того же года концерт в ДК Пулковской обсерватории со схожей программой выступления. Как и большинство концертных записей советского электрического рока той поры, слушать сегодня их непросто. Напрягает не сбалансированный звук и вокальная лажа при наличии молодецкого задора и эмоций. Группа исполнила на том концерте программу "Вернись в Сорренто"(отраженную в одноименном альбоме), две песни из только запланированного шоу "В Багдаде все спокойно" и еще четыре номера, которые никогда не записывались в студии. При переиздании альбома в CD-версию были добавлены записи с IV рок-фестиваля, а также много лет считавшийся безнадежно утерянным "Рио Дэ Шушары".

Аукцион в 1986 году. Бондарик, Миллер, Рогожин, Рубанов, Гаркуша, Чередник, Озерский, Федоров, Федорович. фото с официального сайта Сергея Рогожина
Аукцион в 1986 году. Бондарик, Миллер, Рогожин, Рубанов, Гаркуша, Чередник, Озерский, Федоров, Федорович. фото с официального сайта Сергея Рогожина

Аукцыон - Вернись в Сорренто (1986-1987) ****
Как такового альбома "Вернись в Сорренто" не существует. Весь вошедший в него материал писался в разных местах и собирался по кускам. Тут собраны единственные студийные записи группы с участием вокалиста Сергея Рогожина, вскоре посвятившего себя поп-музыке. Из-за различий в условиях и времени записи, альбому явно не хватает цельности. "Вернись в Сорренто", кстати, содержит одну из немногих песен, автором слов к которой является сам Федоров.

АукцЫон в 1988. Веселкин, ..., Рубанов, Бондарик, Озерский, Раппопорт, Дятлов, Гаркуша, Матковский, Федоров, Чередник, Литвинов
АукцЫон в 1988. Веселкин, ..., Рубанов, Бондарик, Озерский, Раппопорт, Дятлов, Гаркуша, Матковский, Федоров, Чередник, Литвинов

Аукцыон - Как я стал предателем (1988) *****

В разгар перестройки передовые советские рок-группы начали зарабатывать любимым делом и с разной степенью успеха вливаться в зарубежный рынок. В 1988 году музыканты "Аукциона" уволились с основных работ и смогли полностью посвятить себя музыке. В студии Ленинградского дворца молодежи группа впервые смогла позволить себе полноценно заниматься звукозаписью, где созрел альбом "Как я стал предателем" - в духе своего времени пропитанный социальностью, гротеском и иронией. На Родине "Предатель" распространялся в виде магнитоальбома, а чуть позже был пересведен во Франции, издавался там на виниле и даже компакт-диске. Французские саундпродюссеры имели свое мнение о звучании одной из самых необычных советских рок-групп, удалив из него часть инструментальных партий и придающие элемент безумия миниатюры между песнями. Группу такой "кастрированный" вариант "Предателя" не порадовал, но это никому не помешало при изданиях альбома для российского рынка использовать ту же самую "европейскую" версию. Оригинальный магнитоальбом долгое время был неизвестен широкой общественности - историческая справедливость восторжествовала только в 2015 году, когда "Предателя" переиздали на CD, специально отреставрировав оригинальные фонограммы. Отметились на записи и новые участники коллектива - гитарист Дмитрий Матковский и перкуссионист Павел Литвинов. Должность вокалиста и скрипача в тот период занимал Евгений Дятлов - впоследствии известный актер и исполнитель городского романса. Хотя Федоровский вокал все равно слышится на половине номеров.

АукцЫон в 1989 году. Бондарик, Матковский, Шавейников, Веселкин, Федоров, Литвинов, Озерский, Миллер, Рубанов, Гаркуша, Раппопорт
АукцЫон в 1989 году. Бондарик, Матковский, Шавейников, Веселкин, Федоров, Литвинов, Озерский, Миллер, Рубанов, Гаркуша, Раппопорт

Аукцыон - В Багдаде всё спокойно (1989) *****
Программа, которую "Аукцыон" исполнял еще с Рогожиным, но записанную на студии "Мелодия" только в 1989 году. После ухода Дятлова Федоров решается стать основным вокалистом, иногда уступая место у микрофона для Гаркуши и второго шоумена
Владимира Веселкина. Также не записи отметился новый барабанщик Борис Шавейников, благодаря которому в названии группы появилась неуместная с точки зрения грамматики буква Ы. Создавая эту программу, Федоров и Озерский описывали сказочное концептуальные произведение на основе восточных сказок без намека на злободневность и социальность, которые обнаруживались слушателями уже потом. При переиздании альбома из концертных записей с вокалом Рогожина, барабанами Чередника и гитарой недолго пробывшего в группе Игоря Скалдина был собран дополнительный диск, позволяющий сравнить что потеряла и приобрела программа в припоздавшем студийном воплощении.

АукцЫон в 1990 году. слева направо сверху вниз: Гаркуша, Федоров, Веселкин, Озерский, Матковский, Миллер, Рубанов, Раппопорт, Бондарик, Литвинов, Шавейников
АукцЫон в 1990 году. слева направо сверху вниз: Гаркуша, Федоров, Веселкин, Озерский, Матковский, Миллер, Рубанов, Раппопорт, Бондарик, Литвинов, Шавейников

Аукцыон - Жопа (1990) *****

В 1989 году вся страна в прямом эфире наблюдает выступление "Аукцыона" под фонограмму на программе "Музыкальный ринг". В Советском Союзе они все еще остаются специфическим явлением на фоне успешных коллег по рок-клубу и при этом пользуются спросом в Центральной Европе, где получают хороший концертный опыт и основные заработки. В тот период на их концертах все чаще звучат новые песни, которые по настроению являются полной противоположностью их развеселого раннего творчества. В 1990 году на московской студии Стаса Намина "Аукцыон" записывает альбом "Жопа" - один из самых мрачных в их дискографии. Первоначально выпущенный на виниле, альбом по чисто цензурным соображениям получивший название "Дупло", при повторном издании вышел уже под оригинальным именем. Отчасти название можно объяснить цитатой одной из песен, а также в связи с регулярными попытками шоумена Веселкина оголяться до трусов телесного цвета во время концертных шоу. Тексты, написанные преимущественно Гаркушей, наполнены ощущением опасности с упоминаниями физических недостатков и смешанные с уже привычным группе иронией и стебом. Впервые группа обходится без третьего вокалиста на альбоме.

АцкцЫон  в 1991. Федоров, Веселкин, Гаркуша, Рубанов
АцкцЫон в 1991. Федоров, Веселкин, Гаркуша, Рубанов


Аукцыон - Бодун (1991) *****
К началу девяностых "АукцЫон" становится одной из самых известных групп страны, делающих свое дело поперек всех штампов и традиций. Они регулярно становятся хедлайнерами тематических фестивалей с участием различных экспериментальных групп, а также оказываются в компании в компании друзей из недавнего советского подполья на масштабных рок-сходках. Поклонники группы все чаще сетуют что теперешнему не веселому творчеству группы совсем не подходят кривляния Олега Гаркуши и безумия Владимира Веселкина, которые порой теряли границы норм. Спустя много лет Гаркуша посмотрел видеозапись одного из выступлений 1991 года и испытал горькое чувство стыда за свои пьяные выходки. В "АукцЫоне" проблема алкоголизма стояла остро - оба шоумена в тот период злоупотребляли зеленым змием и нередко "слетали с катушек". Вскоре это станет одной из причин ухода Веселкина из группы, а Гаркуша через несколько лет от этой зависимости успешно вылечится. Даже странно что на альбоме "Бодун", записанным на SNC незадолго до крушения СССР, нет ни одной песни на слова Олега Алексеевича, который явно больше других в тот период страдал похмельным синдромом. Зато 11 песен на стихи Озерского прямо или завуалировано передают ощущение дискомфорта эмоционального и физического. Озерский считает что именно с этого альбома он стал писать более-менее осмысленную поэзию. Федоров же много лет считал "Бодун" самой важной записью "Аукцыона", характеризуя его как "
крах сложившейся внутри него системы". Что он имел ввиду будет понятно на более поздних альбомах. "Бодун" стал последним плодом сотрудничества группы с Кириллом Миллером, который традиционно выполнил оформление пластинки. К тому же, с нынешней их музыкой больше не вязались делаемые Миллером макияж и костюмированное представление.

продолжение следует...
обзор дискографии Леонида Федорова. 1992-2002 - "Накатила суть"

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ