Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ ) характеризуется симптомами, которые включают в себя: проблемы с организацией задач, их легко отвлекать, избегать вещей, которые требуют усилий, неспособность удерживать внимание на задаче и проблемы с последующей работой. Гиперактивность (беспокойство, чрезмерная речь, беспокойство) и импульсивность (трудности в ожидании своей очереди или с терпением, перебивая других) также могут быть симптомами СДВГ.
Симптомы СДВГ обычно возникают в двух или более сферах жизни человека: дома, на работе, в школе и в социальных отношениях. СДВГ также называют синдромом дефицита внимания (СДВГ), когда гиперактивность или импульсивность отсутствуют.
Синдром дефицита внимания начинается в детстве (хотя его можно диагностировать только в более позднем возрасте). Симптомы невнимания и гиперактивности должны проявляться таким образом и в той степени, которая не соответствует текущему уровню развития ребенка. То есть поведение ребенка значительно более невнимательно или гиперактивно, чем поведение его сверстников аналогичного возраста.
Некоторые симптомы должны присутствовать до 12 лет (именно поэтому СДВГ классифицируется как расстройство нервного развития, даже если не диагностировано до зрелого возраста). В предыдущем издании «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» симптомы требовались до 7 лет. Сейчас 12-летний возраст считается приемлемым порогом, поскольку взрослым часто трудно смотреть ретроспективно и установить точный возраст. начало для ребенка. Действительно, воспоминание взрослых о детских симптомах, как правило, ненадежно. Поэтому в последнем диагностическом руководстве (DSM-5) есть некоторая дополнительная свобода в отношении ограничения по возрасту.
У человека могут быть симптомы, которые преимущественно характеризуются невнимательностью, преимущественно гиперактивностью-импульсивностью или их сочетанием. Чтобы соответствовать каждому из этих спецификаторов СДВГ, человек должен проявлять как минимум 6 симптомов из соответствующих категорий ниже.
Симптомы невнимания
- Часто не уделяет пристального внимания деталям или допускает неосторожные ошибки в школьной работе, работе или других видах деятельности
- Часто бывает трудно удерживать внимание в заданиях или игровой деятельности
- Часто кажется, что не слушают, когда говорят напрямую
- Часто не выполняет инструкции и не в состоянии завершить школьную работу, работу по дому или обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или непонимания инструкций)
- Часто возникают трудности с организацией заданий и мероприятий.
- Часто избегает, не любит или не хочет участвовать в задачах, требующих постоянных умственных усилий (таких как школьные или домашние задания)
- Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий или действий (например, игрушки, школьные задания, карандаши, книги или инструменты)
- Часто легко отвлекается посторонними раздражителями
- Часто забывает о повседневных делах - даже тех, которые человек выполняет регулярно (например, обычное посещение)
Симптомы Гиперактивности, Импульсивности
Гиперактивность
- Часто ерзает с руками или ногами или извивается в сиденье
- Часто оставляет место в классе или в других ситуациях, в которых ожидается оставшееся место
- Часто бегает или чрезмерно поднимается в ситуациях, когда это неуместно (у подростков или взрослых, может быть ограничено субъективным чувством беспокойства)
- Часто бывает трудно играть или заниматься спортом спокойно
- Часто «на ходу» или часто действует как «управляемый мотором»
- Часто говорит чрезмерно
Импульсивность
- Часто выбрасывает ответы до того, как вопросы завершены
- Часто бывает трудно дождаться очереди
- Часто прерывает или вторгается в других (например, в разговор или игры)
Для того чтобы поставить диагноз СДВГ, симптомы должны постоянно сохраняться в течение не менее 6 месяцев .
Некоторые симптомы должны присутствовать в детстве, в возрасте 12 лет или младше. У взрослых должны быть некоторые воспоминания о некоторых из этих симптомов, являющихся проблематичными, когда они были ребенком.
Для постановки диагноза симптомы также должны существовать как минимум в двух отдельных условиях (например, в школе и дома). Как правило, диагноз СДВГ не ставится, если проблемы существуют только в одном месте. Например, ученик, который борется только в школе, обычно не имеет права на этот диагноз.
Наконец, симптомы должны создавать значительные нарушения в социальных, академических или профессиональных функциях или отношениях. Если кто-то испытывает эти симптомы, но не расстроен ими или обнаруживает, что они вызывают какие-либо существенные проблемы в любой области их жизни, как правило, не подпадают под этот диагноз.