37 подписчиков

Художники Вас обманывают

273 прочитали

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший? Не знаю, может потому, что Вы всегда рады быть обманутыми, или потому, что даже зная, что Вас обманывают, Вы все равно обманываетесь...

Так в чем же заключается обман?

1. Контраст

Вы уже давно читали про то, что один и тот же тон в сочетании с другими тонами будет выглядеть по разному:

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?

У художников это называется контраст светлого и темного.

И, наверное, про цвет Вам тоже известно:

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-2

Это уже контраст холодного и теплого.

Это явление никак не связано с физикой или какими-то законами природы. Не связано со зрением. Все это - результат работы Вашего головного мозга - так он интерпретирует полученную зрительную информацию. Предположительно, для того, что бы мы могли четче воспринимать окружающий нас мир.

2. Усиление цвето-тона на границе

На границе тени, тень выглядит темнее, а светлая часть светлее:

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-3

Видите, тень как буд-то с обводкой. Причина все та же - этот контраст усиливает мозг. И художники этим часто пользуются для создания необходимого эффекта. А иногда, приходится постараться, что бы его убрать.

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-4

Каждая "полоса" гор имеет только один цвет и один тон, но создается впечатление высветления книзу.

Все это - капля в море. Для того, чтобы обмануть Ваши глаза существует множество художественных законов, которые, как ни странно, базируются не только на особенностях восприятия головного мозга, но и на законах физики:

3. Законы линейной перспективы

Все вертикальные линии остаются вертикальными, все линии имеют точку схода на горизонте, фронтальные линии остаются неизменными, чем дальше плоскость от линии горизонта или точки схода, тем больше ее раскрытие - это упрощенный вариант этих законов.

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-5

Если нарушается хоть один из этих законов, изображенное пространство рушится, выворачивается: падает на нас и от нас, заваливается вбок и т.д.

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-6
Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-7

Что бы проверить линейную перспективу, художники используют карандаш, направляя его вдоль линии.

Если говорить о стенах, то одной из характерных особенностей монументальной живописи - уровень горизонта находится всегда на уровне глаз.

4. Законы воздушной перспективы

Воздушная перспектива держится на свето-тени и цвете.

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-8
Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-9

На этих законах держится обьем. А сами законы держатся на законах оптики.

Ну а что же касается цвета, то эта картинка, пожалуй самая наглядная, хоть и не очень корректная:

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-10

Смысл заключается в том, что:

  • чем дальше, тем бледнее
  • чем дальше, тем ниже интенсивность цвета
  • с удалением теплые цвета "охлаждаются", а холодные становятся теплее

5. Тепло-холод

Все обьекты, не зависимо от цвета, несут в себе холодные (холоднее) и теплые (теплее) цвета одновременно. Подробнее о тепле-холоде расскажет колористика.

На примере будет нагляднее:

Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-11
Кто-то из великих сказал, художник - величайший обманщик. Почему обманщик? Потому, что его главная задача обмануть Ваши глаза, а вернее, мозг. Почему величайший?-12

Вы почувствовали разницу?

Для меня разница в том, что один из авторов не знает ни одного художественного закона (т.е. не получил профильного образования), а тупо срисовывал то, что видит, хоть и не понимает что он видит. Я таких называю шарлатанами, они продают то, чем не обладают: образование + талант.

Особенностью художественного образования является то, что начинается оно с 11 лет - ни раньше, ни позже. В 9 или в 13 лет ребенка не примет уже ни одна художественная школа (не отдавайте в подготовительный класс - он предназначен только для заработка). Связано это с развитием головного мозга: у художника затылочная часть значительно "больше", нежели у обычного человека. И задача художественных школ, ни столько научить, сколько развить зрительный отдел головного мозга, который окончательно формируется ближе к совершеннолетию.

Считается, что художник видит больше цветов и оттенков, нежели обычный человек, но это не так. Просто глядя на мир, художник знает на что смотреть. Теперь и Вы можете увидеть чуть больше.