Как ЕГЭ и олимпиады школу убивают
Фрателлократия -5
Представьте, если бы Царскосельский лицей пушкинского призыва объединили с комбинатом по пищеварительным услугам. От Тенишевской гимназии требовали бы реализацию коммерческих слуг, а не создание среды для Мандельштама и Набокова, никогда впоследствии коммерцией не занимавшихся.
Из Первой Киевской гимназии за плохую сдачу ЕГЭ выгнали бы А. Вертинского, М. Булгакова, К. Паустовского?
Если бы Сократу запретили преподавать, поскольку он не заполнял журналов, а в Академии Платона или Ликее Аристотеля требовали отметок по обществознанию, физкультуре и ОБЖ? Каким бы стало европейское образование?
Как я уже писал в предыдущих главах "Фрателлократи", нынче ищут школы по месту в топе, а не по содержанию программ и образования, отсюда возникают «элитные» школы, элитные не по качеству образования, а по количеству «хороших» результатов ЕГЭ и мест на олимпиадах. И чтобы их снова и снова выбирали, в таких школах нагоняют результаты: предлагают тренинги по решению олимпиадных задач, натаскивают на хорошие результаты в олимпиадах и ЕГЭ, предлагают дополнительные часы на подготовку к экзаменам и олимпиадам вместо системного образования.
Причем все эти дополнительные услуги идут не в основное время как результат качественного образования, а в дополнительное - за деньги.
Школа превратилась в рынок, продающий вместо знаний и смыслов места, выдуманные чиновниками.
Круговорот баллов в природе: чтобы тебя финансировали, накручивай балы - и тогда тебя будут финансировать.
Круговорот липы в природе: чиновник→придуманные им задания→связь качества выполнения задания с получением денег→школы направлены на придуманные чиновниками правила→чиновники же проверяют, как выполняются эти задания. И они же наделяют «правильных», слушающих их, деньгами и местами.
В системе образования, по сути, сложились две структуры: непосредственно школа, как место, где проводят время до поступления, и система подготовки к ЕГЭ, ради которой и выбирают школу.
Структуры по подготовке к олимпиадам, репетиторы по олимпиадам и сдаче ЕГЭ – это и есть коррупция. Результаты по сдачи ЕГЭ и участию в олимпиадах материализуются в оплате курсов по подготовке к сдаче ЕГЭ, оплате услуг репетиторов по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам, а прибыль делится между чиновниками и репетиторами.
Школа уже ни к чему не готовит. Вместо обучения – тренинг и зубрежка, а потом - проверка теми же, кто формулирует правила игры. И ими же выставление балов, включение в топы. А топы – новые деньги. И снова все в тех же руках.
На всех этапах чиновник задает, контролирует и награждает.
То есть вся система создана так, что в ее начале и конце – чиновник, а не ученик и учитель. Узаконенное лицемерие и шизофрения. На уроках – скажу, как надо, а потом – как следует писать и говорить на ЕГЭ.
Лицемерие как закон школьной жизни: проверка уровня учителя по журналу и порядку в классе, а не по тому, какое у него образование, что может дать и какие программы использует, куда его ученики поступают и что в дальнейшем делают.
Циркуляры по тому, как следует вести журналы и какие слова можно и нельзя употреблять, но при этом – ничего о цели образования и содержании предметов.
Отчеты, программы, почасовые планы, методические разработки – что угодно, но не смысл предмета и живые личности ученика и учителя!
По сути, создана имитационная система, в которой места образованию нет, и которая даже не заинтересована в том, чтобы кто-то реально учил в школе содержательно – думать, искать, выбирать меду разными вариантами ответа, предлагать свои, спорить с учителями в описках своего пути.
Достаточно попасть в систему и выполнять ее правила, и ты как будто будешь учить, а ученики как будто будут учиться.
Будут оценки, рейтинги, проценты и балы. Исчезнут (или уже исчезают) всего лишь учитель и ученик.
В нынешней системе образования уничтожены 9 и 11 классы. В течение года идут подготовки к выпускным или переводным экзаменам – срезы, диагностики, дополнительные занятия. Учиться некогда, потому что если посчитать количество часов, отобранных у обычных академических занятий на все это проверкообразные страшилки, то времени учиться просто не остается.
Именно тут становится очевидно, что система ЕГЭ и олимпиад победила школьное образование, заменив его. Экзамены больше не вырастают из содержания предмета, и проверяют не уровень понимания смысла и логики дисциплины, не умение мыслить, а некие, отдельно от самих школьных дисциплин, спущенные сверху задания. И для того, чтобы их сдать, построено отдельное, нигде и никем не контролируемое сообщество репетиторов и тренеров, курсов и занятий, центров и команд – «государство в государстве».