Найти в Дзене
Страшно жить!

Пепел “России”

Много тайн советского периода было разгадано, раскрыто за последнее десятилетие. Но и “белых пятен” не меньше. Среди них – одна из самых зловещих загадок – трагедия, случившаяся в гостинице “Россия” 25 февраля 1977 года.

Строительство гостиницы суперкласса, лучшей в Советском Союзе, планировали завершить к празднованию 50-летия Октября. Это считалось делом чести, а поэтому спешили, спешили изо всех сил.

Гостиница "Россия" . Фото из открытых источников
Гостиница "Россия" . Фото из открытых источников

В 21 час 23 минуты произошло нечто невообразимое: на пульте специальной противопожарной группы вдруг одновременно вспыхнули десятки сигнальных лампочек. Дежурные не верили глазам, но сомнений не было: приборы отмечали, что весь северный корпус и высотная пристройка охвачены огнем и дымом.

С интервалом не более минуты по телефону 01 стали поступать многочисленные звонки с улицы и из самой гостиницы. Те есть пламя распространялось так быстро, что прохожие с улицы заметили пожар. Это была просто невероятная скорость распространения огня.

Через пару минут к “России” подъехал пожарный расчет младшего лейтенанта Алексея Буканова – 81 человек.

Ужас положения заключался в том, что пожарные располагали всего лишь одной лестницей, достававшей только до 7-го этажа.

Буканов под свою ответственность объявил пожар высшей категории, так что скоро к гостинице прибыли дополнительные силы и техника и, конечно, высшее пожарное руководство.

Тушение пожара в гостинице. Фото из открытых источников
Тушение пожара в гостинице. Фото из открытых источников

Из окон гостиницы люди просили о помощи. Весь северный фасад был охвачен пламенем и черными клубами дыма. Яростнее всего огонь бушевал на 5, 11 и 12 этажах. Многие люди пытались спускаться из окон по связанным шторам и простыням, но было слишком, слишком высоко.

Огнетушители внутри здания оказались просто бесполезными.

Температура поднялась до такой высоты, что металлические двери прогорали, словно деревянные. Трескался и обваливался бетон, корежилась арматура.

Через сорок минут около “России” было уже 58 пожарных машин.

Бесперебойно подавалась вода и пена, но огонь не отступал. Катастрофически не хватало лестниц, их удалось собрать только 8 по всей Москве, но предельная их высота была все той же – до 7 этажа.

От 7-го до 22-го этажа пожарные, каждую минуту рискуя жизнью, поднимались с помощью штурмовых лестниц по наружному фасаду – из окна в окно, с этажа на этаэ. Они спасли более сорока жизней.

Внутри здания был истинный ад. В кромешной темноте люди пытались добраться до выхода, но лестничные пролеты являли собой ревущее пламя. Дым не давал дышать, разъедал глаза. В банкетных залах пытались бить стекла, но они оказались небьющимися.

Специальные эвакуационные выходы были прочно заколочены.

Пожарные продвигались по коридорам, ликвидируя огонь водой и пеной. Вскрывали двери, чтобы спасти людей. Когда казалось, что пожар потушен, огонь вырывался снова.

По тревоге был поднят весь личный состав пожарного гарнизона Москвы, к месту бедствия спешили машины из области.

Пожарные добрались наконец до 22-го этажа, где в банкетном зале находилось 25 человек. Чтобы хоть как-то дышать, они лежали на полу. Их вывели по внутренней задымленной лестнице на крышу вслед за группой иностранцев. До спасения было еще далеко, но люди плакали от счастья, увидев снег на крыше здания.

При пожаре такого масштаба 1100 спасенных жизней – это очень много. Погибших насчитывалось 42 человека.

Работа пожарных на тушении
Работа пожарных на тушении

Следствие было чрезвычайно серьезным и длительным. Прежде всего допрашивали людей, осуществляющих пожарный надзор над зданием гостиницы. Выяснилось, что в акте госприемки гостиничного комплекса вообще отсутствовали подписи представителей пожарных служб. Зато присутствовало их особое мнение, где замечаний насчитывалась масса.

Письменные предупреждения инспекторами пожнадзора направлялись директору “России”, парторгу, в исполком Моссовета и даже в городской комитет партии. Практически, гостиница не имела права функционировать. Но никто не пошел на то, чтобы ее временно закрыть и ликвидировать недостатки.

Позднее эксперты доказали, что ни электрооборудование, на технические средства радиоузла к возгоранию непричастны. Комиссия единодушно склонялись к тому, что к пожару привел внешний и очень мощный источник огня. Ведь датчики сработали одновременно по всему корпусу, только, когда здание уже пылало.

Несколько человек из представителей руководства по тушению пожара уже тогда произнесли слово “Поджог”. Только эту причину тогда сумели отмести. И, хотя многие дознаватели позднее были уверены, что произошел теракт, эта версия официально никогда не увидела свет.