"Всю жизнь...я не знал, существую ли я?...
Существую" (с)
Слова, которые приходят на ум после просмотра: шедевральный, пугающий, трогательный, тонкий, глубокий, поразительный.
На большие экраны наконец вышел долгожданный "Джокер", проект Тодда Филлипса, который выступил как режиссер и один из двух сценаристов. Признаться, выбор на место директора картины казался весьма странным, ведь Тодд Филлипс раннее прославился работами над бестолковыми, хоть и смешными комедиями "Мальчишник в Вегасе" и "Впритык". Да и сама идея снова воплощать персонажа Джокера в кино была крайне сомнительной, учитывая относительно недавние его появления в фильмах "Отряд самоубийц" и "Темный рыцарь". Я совершенно не следил за проектом, пока в СМИ не появилась новость о том, что очередного Джокера сыграет непревзойденный Хоакин Феникс. Мало сказать, что фильм удался. Он превзошел все мыслимые и немыслимые ожидания.
Сразу скажу, что фильм имеет отношение к каноничным комиксам самое что ни на есть посредственное. Сходство на уровне двух-трех персонажей, которые, к тому же, имеют свою оригинальную историю. Это ни в коем случае не супергероика, не развлекательный блокбастер, а большое сложное умное кино. Я бы так описал его жанр: драма, психологический триллер, криминал. Сюжет повествует о маленьком человеке Артуре Флэке, который живет со своей больной мамой в скромной квартирке в Готэме, работает аниматором и мечтает о карьере стэнд-ап комика. История становления самого известного в мире злодея, безумного маньяка с гримом на лице, Джокера. История о выживаемости покалеченного разума в бесчеловечных условиях. История мести.
Трудно поверить, что создателям фильма удалось реализовать его практически без недостатков. Я нашел лишь один момент, который несколько выбивается из логичности происходящего, но такой кино-постановке это простительно, потому что всё остальное в фильме - будоражащий восторг.
В Голливуде бытует такое мнение, что лучшие актеры современности - это Дэниэл Дэй- Льюис и Хоакин Феникс. Пожалуй, соглашусь. Но Дэй-Льюис после участия в фильме "Призрачная нить" заявил о завершении актерской карьеры. Стало быть, остается Фениксу отдуваться в одиночестве. Приняв лицо Джокера (и сбросив больше 20-ти кг), он столкнулся с кучей хейта со стороны множества поклонников других исполнителей этого персонажа, в частности, конечно же, великой роли Хита Леджера, получившего в 2009-м году посмертный оскар за лучшую мужскую роль второго плана. И, естественно, сравнения неизбежны. Я очень люблю одержимого обаятельного носителя хаоса в исполнении Леджера с этими шрамами на щеках, но вот вам мое мнение: Джокер Хоакина Феникса лучше. Они очень разные, и фильмы очень разные, но игра Феникса в драме "Джокер" 2019-го - это, опять-таки на мой взгляд, ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ МУЖСКИХ РОЛЕЙ В ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА. Это тот случай, когда икона комиксов стал главной "гамлетовской" трагедией XXI века.
К остальным плюсам. Операторская работа на высшем уровне, "ручная" камера, крупные планы с "голландского" угла, центрирование объекта. Оригинальный саундтрек в фильме настолько силен и уникален, что я бы назвал музыку в фильме полноценным актером. Работа художников-постановщиков, грим - всё идеально.
Итог: Я очень надеюсь, что на предстоящей премии Оскар "Джокер" возьмёт награды за лучший фильм, лучшую мужскую роль первого плана, лучший сценарий, лучший саундтрек и оператора. Абсолютный фильм года. Разрыв шаблонов, пугающий реализм, театр одного актера, лучшая трагедия "маленького человека". Если вы - ценитель киноискусства, не теряйте момент и, пожалуйста, сходите в кино. И не берите с собой детей. Это не комиксы, в фильме полно депрессии, сумасшествия и насилия.
Моя оценка кинокартине 9,5/10.