Найти тему
Монтессори.Дети

10 способов вовлечь ребёнка в работу по дому

Оглавление

Когда вы были детьми, у вас тоже утро или вторая половина дня субботы были временем уборки? А может быть, весь день субботы?! Этот вопрос заставил вырваться из вашей груди стон от воспоминания о списке задач, которые нужно было переделать, и последствий в случае невыполнения?

А теперь быстро вернитесь мыслями к настоящему, и подумайте о собственных детях. Стонут ли они, сопротивляются и жалуются ли каждый раз, когда вы просите их выполнить что-то по дому? И хотя у меня нет универсального решения, у меня найдется несколько советов, которые помогут вам изменить сложившуюся ситуацию.

Привлекайте детей к уборке как можно раньше

Вы будете удивлены, когда узнаете, в насколько раннем возрасте дети уже могут помогать по дому. В полтора—два года дети уже хотят делать всё то же, что и вы. Хотя не стоит ожидать от них многого в этом возрасте. Мои дети смогли помнить и выполнять, как заниматься работой по дому, только после достижения двухлетнего возраста.

Давайте им больше времени

Если на задачу обычно уходит 15 минут, то закладывайте на неё 30 минут, чтобы избежать стресса — на выполнение задачи вместе с ребенком уходит больше времени.

В конечном счете, наша цель — научить ребенка самостоятельности, и на этом вам и следует сфокусироваться. Так что не начинайте складывать белье, если у вас есть лишь несколько минут. Выбирайте то время, когда, вы сможете обучить ребенка выполнять задачу.

Найдите мебель и инструменты, подходящее ребенку по росту

Прежде чем идти в магазин за покупками, осмотритесь вокруг и подумайте, что вы уже можете предложить ребенку. Трубка моего пылесоса легко уменьшается до детского размера, и также я смогла смастерить низкую сушилку для белья.

Обычно я иду в магазины с фиксированными ценами, чтобы купить различные небольшие вещи для кухни. Там я нашла короткую швабру и небольшие пульверизаторы.

Показывайте детям не больше одного шага за раз

Разбираться в нескольких задачах для них утомительно. И не стоит ожидать, что дети знают, как выполнять задачи.

Даже если это что-то простое, как, например, мытье окна с использованием пульверизатора. Покажите им, как его держать, как распылять, протирать. Затем отойдите в сторону и позвольте им выполнить эту задачу самостоятельно, без критики.

Вежливо просите их помочь, давая возможность отказаться

Вот это правило тяжело мне давалось. Я росла не в Монтессори-семье. В моей семье поручали работу и ожидали, что она будет сделана. Я обнаружила, что, если дать детям возможность сказать: «Нет, спасибо!», их помощь будет более искренней. Также это дает чувство командной работы.

Ребенок должен быть уверен, что за его отказом не последует наказание
Ребенок должен быть уверен, что за его отказом не последует наказание

Учитывайте настроение ребенка, время дня и сыт ли он

Если ваш ребенок находится в разгаре какой-либо игры, или занят чем-то, что его очень увлекает, то, вероятно, это не лучшее время, чтобы попросить его протереть пол. Попробуйте подождать пока он закончит, или скажите: «Буду рада, если ты протрешь пол, после того как закончишь играть».

Предложите несколько вариантов

Если дать ребенку несколько вариантов работы или позволить ему распланировать задачи на день, то это дает ему чувство ответственности. Это уже больше похоже на командную работу, чем на то, что вы просто приказываете.

Сделайте список задач, из которого он сможет выбирать. Вычеркивайте выполненные на неделе задачи, чтобы убедиться, что все задачи выполняются, и дети не всегда берутся лишь за самые простые. На обратной стороне списка можно также составить список весёлых активностей, которыми вы можете вместе заняться.

Всегда искренне благодарите ребенка за выполненную работу

Ребенку важно чувствовать, что его ценят. По завершению задачи, не забывайте поблагодарить его, и расскажите, почему вы цените оказанную помощь. Во время работы вы можете подбодрить его добрым словом, сказать, что он очень старателен и бодр. Не забывайте уделять внимание особенностям черт характера, их отношению к работе, а не только полученному результату.

Работайте вместе

Ребенок хочет проводить время вместе с вами. У вас есть дела по дому. Что еще тут добавить? Хотя пождите, есть еще кое-что. Занимайтесь не просто уборкой по дому. Делайте что-нибудь веселое тоже. Делайте то, что хочется делать и им тоже.

Объясняйте, почему

Любому человеку, любого возраста, гораздо легче справляться с задачей, понимая, для чего он это делает. Уделите время тому, чтобы объяснить ребенку, простым языком, почему нужно выполнить ту или иную работу.

Если он уже достаточно взрослый, то помогите ему разобраться. Спросите: «Как ты думаешь, что случится, если мы не будем мыть окна?» или «Вот интересно, если оставить игрушки на полу, наступит ли на них кто-нибудь ночью?».

Менять привычный уклад всегда непросто. Надеюсь, что вы выберите несколько моих советов, и примените их уже на этой неделе, а на следующий повторите. Они не превратят вашего ребенка в машину по уборке помещений, но они помогут направить его в нужную сторону. Эти советы помогут привить хорошие привычки свои детям, а не отвращение к уборке.

Текст и фото Seemi Abdullah, автор блога Trillium Montessori

Перевод Олега Пеунова