Найти в Дзене

Диаспора паблишинг

В то время как на американском медиарынке наступил настоящий бум СМИ, ориентированных на национальные меньшинства, российский рынок пока отстаёт от остромодных тенденций. «Часкор» провёл небольшое исследование и выяснил, какие этнические нишевые СМИ пользуются спросом в Москве.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

В то время как на американском медиарынке наступил настоящий бум СМИ, ориентированных на этнические и национальные меньшинства, российский рынок пока остаёт от остромодных тенденций. «Когда я начинаю обсуждать эту тему с российскими топ-менеджерами, первое, о чём они спрашивают, — это социальная сеть для чеченцев, что ли? Но этот подход кажется мне не совсем верным», — поясняет в интервью «Часкору» независимый медиаконсультант и советник по стратегиям российской Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Анастасия Дедюхина. Основная причина для создания отдельного продукта для конкретной группы потребителей — это не этническая принадлежность аудитории, а её покупательная способность. Национальная принадлежность читателей в этом случае – лишь наиболее оптимальный способ выделить их в отдельную группу.

«Имеет ли смысл делать СМИ для гастарбайтеров? Нет, потому что они неинтересны большинству рекламодателей. Есть ли в России вообще какие-то этнические группы с высокой покупательной способностью? Какие медиа они потребляют сейчас? Какие национальности преобладают в аудитории ведущих СМИ и что они покупают? Я с такими исследованиями не знакома, — рассуждает Анастасия Дедюхина. — С другой стороны, СМИ всегда отражали демографическую ситуацию в стране. Есть новые быстрорастущие этнические или какие-либо другие группы — будет и СМИ для них. Надо просто понять, что это за группы для России».

«Часкор» провёл небольшое исследование и выяснил, какие этнические нишевые СМИ пользуются спросом в Москве.

Рупоры народов

«Сейчас, насколько я знаю, регистрацию имеют свыше тридцати национальных СМИ. Многие другие выходят тиражом 999 экземпляров, — рассказывает Джамиль Садыхбеков, председатель пресс-клуба национальных СМИ при Московском доме национальностей. — В нашем пресс-клубе состоят 25 изданий. Появились мы в августе 2008 года и пока в основном занимались переговорами с диаспорами о вхождении их изданий в наш пресс-клуб. Приняли участие в юбилее газеты «Лезгинские известия», организовали круглый стол о помощи национальным СМИ в кризис с участием ведущих банков столицы. У нас планируется рубрика в «Московской правде», посвящённая межнациональным отношениям. Я редактирую газету «Страна содружества», где предоставляю полосы московским диаспорам, у которых пока нет своих изданий.

Национальные СМИ — существенное средство влияния на диаспоры. Один экземпляр газеты читает не один покупатель, а вся его семья. Раньше у таких газет был «междусобойчик», они существовали параллельно друг другу, а мы пытаемся их связать. Раньше власти, бизнес ими не интересовались, не понимали, насколько это действенное средство донесения своей позиции. Сейчас ситуация меняется. Процесс только начался».

-2

Сколько в Москве национальных изданий, точно никто не знает. Это подтвердил «Часкору» руководитель пресс-службы Московского дома национальностей (МДН) Алексей Дрожжин: «Мы не проводим общий мониторинг национальных изданий Москвы. Потому что они очень разные: газеты, журналы, бюллетени — крупные, мелкие, разной периодичности. Распространяются такие издания в основном бесплатно по национальным организациям. Хотя есть и платный глянец, и издания, присутствующие в подписном каталоге российской почты. Сложно сказать, ударил ли по ним кризис. Судя по изданиям, которые продаются у нас, они приходят с такой же периодичностью, как и раньше».

МДН — государственное учреждение при правительстве Москвы. На его сайте представлен каталог национальных СМИ, но явно не полный, и часть ссылок в разделе — мёртвые.

«Русская китайская ежедневная газета», или Что интересует московских граждан Поднебесной

Передо мною лежит издание, которое не встретишь ни в уличных ларьках, ни в интеллектуальных книжных магазинах… Такие медиа дают представление о том, насколько же Москва большой город, как бы банально это ни звучало. Сто четыре страницы А4, плохая газетная бумага. Иероглифы, иногда — очень плохо пропечатанные фотографии, потуги на вёрстку в стиле российских самодеятельных демократических газет конца восьмидесятых.

Чтобы разузнать побольше об этом издании, я позвонил по телефону его редакции, но в ней от общения с российскими коллегами отказались — видимо, дала о себе знать боязненно-гастарбайтерская психология. Так что о том, что же это за СМИ, мне рассказала китаянка Сюй Цень, студентка-филолог, учится в Москве.

— Это «Русская китайская ежедневная газета». Не знаю, почему она так называется, но выходит она раз в неделю. Распространяется на китайских рядах рынка у метро «Партизанская». Там ещё несколько таких газет продается, и все они похожи. Тираж не указан. Написан номер выпуска, год, число. Написан регистрационный номер в Роспечати. Да… Россия — это не Китай, у вас газету легко зарегистрировать.

Очень много объявлений. Напечатать рекламу стоит 300 рублей. В объявлениях можно найти информацию о китайской поликлинике, расположенной на том же рынке у метро, о китайских ресторанах, турагентствах, юридических конторах, фирмах, занимающихся визами, таможенными проблемами, разрешениями на работу для иностранцев, восстановлением утерянных паспортов, банковскими переводами. Об аренде квартир и складов, вакансиях, продаже старых вещей, электронных переводчиков, книг, CD и DVD, перевозках грузов, языковых курсах, ремонте компьютеров и установке программ, спутникового телевидения, такси по вызову. Много объявлений проституток.

Помимо рекламы, в газете публикуются рассказы о жизни на родине и новости — российские и китайские. Темы рассказов — сумасшедший мужчина насиловал девочек от 8 до 18 лет; отец девушки, не сумевшей поступить в вуз, выпил яда. Темы российских новостей — Медведев посетил военную базу; Россия запустила три спутника; российские чиновники получили взятки на сумму, составляющую 1/3 бюджета страны; женщина родила сразу 8 детей, но они умерли.

Есть несколько больших текстов. О китайской космической программе, о падении цен на нефть. Я думаю, тексты в «Русской китайской ежедневной газете» не оригинальные. Скорее всего, редактора берут их из интернета.

Российские китайские газеты отличаются от китайских. В Китае в газетах гораздо меньше рекламы, не может быть объявлений проституток, гораздо больше самостоятельных текстов. Это всё потому, что в Россию в основном из Китая едут торговцы — люди не самые интеллектуальные. Под их нужды в Москве газеты и делаются. А главная газета нашей страны похожа на ваш «Коммерсант»».

P.S. Недавно попал на метро «Партизанская». Зашел в вагон, там половина пассажиров — азиатской внешности. Несколько человек читали газеты с иероглифами.

Изгнание изгнанного

Говоря об этнической прессе Москвы, нельзя обойти вниманием англоязычную газету Exile, пусть даже сейчас она больше не выходит. До лета прошлого года она выпускалась 11 лет тиражом 25 тыс. экземпляров, и это было самое крутое издание Москвы среди иноязычной прессы.

-3

О том, как делалась газета, нам рассказал на условиях анонимности бывший сотрудник-россиянин.

— Почему Exile закрылся?
— Официальная версия — финансовые трудности, неофициальная — из-за постоянных проверок и наездов. Говорят, редактор Марк Эймс поругался с одним из учредителей.

— Как проходили эти проверки?
— Регулярно наведывались люди в штатском, смотрели всевозможные документы, соблюдение санитарных норм. Нам предъявляли какие-то жалобы от жильцов (офис газеты находился в полуподвальном помещении многоэтажки).

— В чём была причина наездов?
— Не могу точно ответить. Постоянно муссировалась тема Лимонова, то, что он — наш автор. Но он не был единственной проблемой. Иногда редакторам перед самым выходом номера приходилось переписывать до половины газеты. Боялись, что нас могут закрыть.

— Как функционировала редакция?
— Редактора постоянно в офисе не сидели, в отличие от технического персонала, дизайнеров и менеджеров по рекламе — они, кстати, и сталкивались чаще всего с этими самыми проверками. К работе привлекали как россиян, так и экспатов. Выходила газета раз в две недели, основная загруженность приходилась на момент сдачи номера. Платили достойно, особенно учитывая то, что оставалось время параллельно работать в других местах. Ещё Exile запомнился доброжелательной атмосферой, почти бесконфликтным дружным коллективом. На работу в основном брали «своих».

— Были ли у газеты русские читатели?
— Каких-то маркетинговых исследований на этот счёт я не помню, но что русские читатели были — это точно. Я сам таких знал. Да и я, до того, как попасть на работу в Exile, об этой газете знал. Не то, чтобы регулярно, но читал её.

— Кто давал рекламу?
— Бары, ночные клубы, особенно, ориентированные на экспатов. Там же газета бесплатно распространялась.

— Справедливо ли утверждение, что Exile издевался над Россией?
— Несправедливо. Авторы издевались над всем вообще. И над Америкой, наверное, даже больше, чем над Россией. У нас, например, была постоянная вполне позитивная серия репортажей из регионов, которые автор этой колонки посещал на автомобиле «Волга». Россия нравилась своей безбашенностью и непредсказуемостью.

Автор: Александр Литой, "Частный корреспондент".