Известные как "Александровские", маяки Новоладожского канала включены во всевозможные списки необычных достопримечательностей Ленобласти. О том зачем они были установлены, как до них добраться и стоит ли оно того - в этой статье.
Два створных маяка, красный и белый, больше похожие на башни средневекового замка, нежели на навигационные объекты, стоят на правом берегу р. Волхов, напротив п. Старая Ладога, обозначая вход в продолжение Новоладожского канала.
Немного истории
Как мы с вами помним из учебников истории, Петр I "прорубил окно в Европу и начал через него торговать". Но для успешной торговли необходимо было создать подъезды к этому "окну" с нашей стороны. Основную роль тут играли водные торговые пути на Балтике. И все бы ничего, если бы не одно но - Ладога, по которой проходила добрая часть всех торговых путей. Она и во времена Петра была сурова, поглощая в свои недра торговые суда сотнями. В приказе Петра I так вообще говорится о тысячах (неплохо так мы торговали с Европой похоже)
какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…
И задумали грандиозный проект - строительство канала от Невы до Волхова в обход Ладоги вдоль ее Южного берега. Кстати, на момент постройки это было крупнейшее гидротехническое сооружение в Европе. В последствии канал продлили до реки Свирь. полностью решив проблему потери кораблей на Ладоге.
Но, к середине XIX века, в результате засухи и обветшания, канал обмелел и судоходство по нему стало невозможно. И тогда, уже при Александре II, началось строительство нового канала, шире и глубже. Канал этот, названый Новым проложили ближе к озеру.
А так как выходы из канала в Волхов с правого и левого берега располагались не ровно напротив друг друга, было решено установить на правом берегу реки два створных огня, во избежание путаницы и помощи в навигации. Помимо этого, маяки явно строились и как памятник в честь завершения столь важного проекта, о чем и написано на Белом маяке.
Маяки сегодня
Маяки являются памятником архитектуры и видно, что за ними не постоянно, но следят. Действительно они больше похожи на декоративные стеллы или беседку, нежели на маяк. Фонарь судя по всему устанавливался в этой открытой галерее сверху. Попасть в нее не получилось. Можно при желании забраться по стене, но мы не хотели "вандалить". С одной стороны маяка есть дверь во внутренне помещение, но она заварена. Подозреваю что внутри просто чугунная лестница на площадку сверху.
Судоходства по каналу теперь нет и недействующие маяки стоят как памятники, напоминая об грандиозных инженерных проектах прошлого.
Как добраться
Координаты: 60.111339, 32.332489
Практически невозможно попасть сюда без машины, но если вы вдруг решите, то вот несколько вариантов.
Пешком. От Новой Ладоги в Немятово ходит автобус 2 раза в день. До новой Ладоги можно добраться также на автобусе от Петербурга или Волхова. Крайне неудобно, на мой взгляд.
На велосипеде. Вот это уже поинтереснее вариант. Доехав до Волхова на электричке можно двинутся по правому или левому берегу Волхова. Левый берег даёт возможность заехать в Старую Ладогу (там тоже есть что посмотреть), правый берег даёт возможность посетить Горчаковщинский водопад. Но, так или иначе мы все-равно упираемся в мурманское шоссе. Судя по карте, можно миновать его проехав через заброшенную воинскую часть. Если кто знает, есть ли там проезд, напишите в комментариях.
Примерный трек (не прокатаный!) доступен по ссылке
На авто. Тут проще всего. Едем по Мурманскому шоссе до Новой Ладоги, переезжаем мост через Волхов и через два километра сворачиваем налево на п. Березье.
PS: кстати, такие же маяки находятся и с другой стороны канала, у выхода в р. Свирь, но сам я у них не был. Если кто был - напишите комментарий как там, слышал что они менее ухоженные.