Мировая экономика
Когда мы говорим о мировой экономике, мы имеем в виду не глобальную экономику. Мы скорее имеем в виду интегрированную экономическую сферу, которой было много до нашей нынешней мировой системы.
Задолго до XVI века, когда европейские купцы обратились к морю в попытке проникнуть в самое сердце существующей мировой системы - динамичная торговая сеть, соединила эти интегрированные экономические сферы.
Такие сети в основном базируются на наземном транспорте, но включают в себя значительный морской компонент, особенно в регионе Индийского океана. Ключевыми пунктами этого маршрута были крупные ближневосточные города Каир, Багдад, Басра, а также города Центральной Азии Самарканд и Ташкент.
После завоевания монголами большей части Азии в 13 веке, эти торговые пути стали намного безопаснее, чем в предыдущие века. А две стороны сети - Европа и Китай - впервые за 1000 лет вступили в прямой контакт друг с другом.
Но Европа ни в коем случае не была равноправной для Китая. Европейское сельское хозяйство не может сравниться с китайским, а европейское производство железа и других товаров отстает от китайского.
Между Китаем и Европой находился Индийский субконтинент и Дар аль-Ислам, или Дом ислама, который был сосредоточен на Ближнем Востоке, но в то время расширялся за пределы побережья Индийского океана.
В политическом плане Европа была разделена на множество небольших государств. Но в других частях мира великие империи, возникшие в результате многолетнего монгольского господства, объединили обширные территории Азии. В конце концов - возможно, из-за разобщенности Европы и частых войн на континенте - европейские торговцы стали использовать Атлантический океан для перемещения товаров в различные части Европы гораздо чаще, чем в предыдущие века.
Европейцы также рассматривали Атлантический океан как способ обойти мусульманский контроль над своим концом Евразийской торговой сети. В конце концов, европейские приключения в Атлантическом океане откроют новые возможности для торговли к концу 15 века.
Китай
Задолго до того, как монголы завоевали большую часть Азии, Китай превратился в крупнейшую в мире экономику. Уже к 1100 году у китайцев была впечатляющая металлургическая промышленность. Китайцы также разработали гидрологические методы, такие как водяные мельницы, которые произвели революцию в промышленности.
Китай совершил революцию в области валютных операций, введя бумажные деньги в 10-м веке. Бумажные деньги не полностью ликвидировали китайскую металлургическую валюту, но оказали значительное влияние на экономику. Это повысило скорость совершения сделок и ввело государственное регулирование, повысив благосостояние и стабильность государства.
На протяжении большей части средневекового периода - примерно с 9-го века до конца 14-го - Китай находился в стадии экспансии. В основе этого длительного периода расширения лежала ориентация на сельскохозяйственное производство, во многом такая же, как и в других частях мира.
Рост производительности сельского хозяйства привел к росту численности населения, быстрой урбанизации и сопутствующему ей росту несельскохозяйственного производства, а также значительному росту объема морской торговли. Государство контролировало морскую торговлю, создавая договорные порты, через которые осуществлялся весь морской импорт и экспорт.
Таким образом, к 14 веку Китай развил важную металлургическую промышленность, несколько видов экспортной продукции, пользующихся высоким спросом во всем мире, и финансовые инновации. Население Китая также растет благодаря прочному сельскохозяйственному фундаменту.
На протяжении столетий Китай обладал мировой монополией на производство шелка - отраслью, обеспечивающей работой как городское, так и сельское население.
Индия
Индия образовала своеобразный центр евразийской торговли, включающий в себя сухопутную и морскую торговлю. В Бактрии - на крайнем севере индийского субконтинента - китайские, индийские, персидские и сирийские купцы объединились для торговли вдоль Шелкового пути. На юге Индии торговля шла морским путем из Индии в Индонезию, Бирму и Юго-Восточную Азию на восток, на Ближний Восток и в Африку на запад.
Важнейшей отраслью на юге Индии было производство хлопчатобумажного текстиля всех видов и качества. Высококачественный хлопок, произведенный в Короманделе на юге Индии, нашел готовые рынки сбыта в Юго-Восточной Азии и Китае. В Бенгалии (на северо-востоке Индии) и Гуджарате (на северо-западе Индии) также существовали крупные предприятия по производству тканей класса люкс из хлопка. Но подавляющее большинство производимой в Индии хлопчатобумажной ткани состояло из тканей более низкого качества, предназначенных для массового рынка.
На юго-западе Индии черный перец был важной экспортной культурой. Однако на всем субконтиненте выращивались навалочные грузы. Индийский рис и пшеница экспортировались по всему региону Индийского океана.
Индия по существу является самодостаточной и экспортирует больше, чем импортирует. Индия смогла абсорбировать большую часть своего избытка, обеспечив ей, в целом, огромное богатство, но в результате этого индийцы были менее заинтересованы в контроле судоходства в другие части мировой торговой системы (за исключением Гуджарати).
В результате к 14 веку Китайцы контролировали судоходные пути из восточной Индии в Южно-Китайское море, а арабы контролировали поставки из западной Индии на Ближний Восток и в Африку.
Очевидно, что торговцы из различных регионов Индийского океана участвуют в международной торговле. Хотя некоторые из них, такие как Гуджарати, доминируют в конкретных регионах. Нет сомнений в том, что в торговле с Ближним Востоком и Северной Африкой доминируют арабские купцы, особенно вдоль побережья Малабара на юго-западе Индии.
Малабарское побережье с его главным торговым портом Каликут было важным торговым регионом примерно с 13 века, когда новый заморин (индийский правитель Каликута) предложил мусульманам Гуджарати и арабским купцам в обмен на их поддержку льготы в торговле.
Каликут быстро превратился в крупную перевалочную базу для судоходства между Малаккским проливом и Ближним Востоком. К 15 веку арабское коммерческое господство в портовом городе фактически вырезало китайцев из торговли к западу от Короманделя. После того, как арабы захватили Каликутскую торговлю, несколько китайских джонок отправились в путешествие в юго-западную Индию, предпочитая торговать с Гуджарати и другими индийскими грузоотправителями в Малакке.
В результате Малаккский пролив оставался зависимым от экономики Китая до XIII века, а затем в качестве перевалочного пункта для торговли между Индийским океаном и Южно-Китайским морем. После ухода китайцев из Индийского океана в начале 15 века между юго-восточной Индией и Малаккским проливом образовался своего рода торговый вакуум, который проложил путь к господству предпринимательских групп неместных торговцев.
Ближний Восток
Исламский мир был горнилом торговли. Исламские земли Ближнего Востока, имеющие связи с Европой на западе, Африкой на юге и Индийским субконтинентом и Китаем на востоке, на протяжении столетий были перекрестком коммерческой деятельности.
Из Константинополя или Алеппо выход на Шелковый путь через Тебриз и Самарканд связывал Средиземноморье с богатством Китая. Из Багдада, Басры и Хормуза морские пути северной части Индийского океана связывали регион с северо-западной Индией и вниз по побережью до Малабара. Из Александрии и Каира на североафриканском побережье Средиземного моря и через Красное море торговцы переправлялись через Аравийское море в Индию или портовые города Восточной Африки.
Значение этих основных торговых путей колебалось на протяжении веков, в значительной степени основываясь на деятельности монголов. Но вместе эти пути привели ближневосточных купцов в мировую экономическую систему Средневековья.
Как только монголам удалось завоевать и объединить большую часть евразийской суши в 13 веке, торговля начала процветать, поскольку Шелковый путь стал безопасным для купцов. Но с течением времени Шелковый путь становился все более опасным.
Сами монголы не были купцами, а, наоборот, установили режим, который полагался на дань.
В конечном счете, они не смогли бы поддерживать эту систему. Таким образом, Шелковый путь в конечном итоге стал менее стабильным и безопасным для торговцев.
На протяжении веков ближневосточные купцы находили наиболее стабильным маршрут через Багдад и Басру в Персидский залив и Индийский океан. Этот маршрут был наиболее важным в период до середины 13 века.
К тому времени в Багдаде существовала важная текстильная промышленность. Однако, когда монголы завоевали Багдад, торговый путь к городу стал менее важным.
Несмотря на это, часть маршрута, проходящая через Персидский залив, продолжала обслуживать морскую торговлю с Индией. Однако нестабильность в регионе сместила торговлю со Средиземноморья - самое главное, с итальянских купцов - либо на северный маршрут, либо на маршрут через Каир и Красное море.
После падения государств крестоносцев в конце 13 века итальянские купцы переместили свою коммерческую деятельность в Египет. Это привело к значительному увеличению грузопотока по Красному морю в Индийский океан. После 13 века именно этот путь в Индию был наиболее стабильным, пока португальцам не удалось открыть этот маршрут вокруг Африки.
Европа
По некоторым оценкам, в период с 1291 по 1517 год примерно 80 процентов всей торговли, направлявшейся на восток, контролировалось египтянами. Именно в египетских портах Средиземноморья европейские торговцы нашли лучшую точку соприкосновения с мировой экономической системой, ориентированной на Азию.
В целом, христианам было запрещено торговать с мусульманами в период крестовых походов 12 и 13 веков. Однако существуют способы обойти этот запрет.
Генуэзцы были самым важным торговым партнером Египта примерно с 1250 года - во времена султаната Мамлук - из-за зависимости мамлуков от рабов для службы в армии и на правительственных должностях. Генуэзские торговцы приобретали рабов на побережье Черного моря и продавали их на невольничьих рынках Египта. Эта торговля прекратилась после падения государств крестоносцев, что позволило мамлюкскому государству уменьшить численность своей армии рабов.
Поскольку значение работорговли снизилось, Венеции открылся путь к увеличению импорта специй и египетского хлопка для удовлетворения спроса на европейских рынках.
Даже после черной смерти середины XIV века Венеция продолжала оживленную торговлю с Египтом, гарантируя, что Европа будет оставаться частью мировой экономической системы в течение, по крайней мере, еще 150 лет.