Найти тему
МИСП блог

«Зеркала и зазеркалье»: Габриэль Заго, автор работы «Ноль Карат» о Мадагаскаре, фотографии и эстетике

Габриэль Заго
Габриэль Заго

Символом выставки «Зеркала и зазеркалье» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв. стали работы из серии «Ноль карат», созданные художником и фотографом Габриэлем Заго.
Габриэль живет и работает в Турине, но много путешествует, часто отправляясь в самые отдаленные уголки планеты. В его ярких фотопроектах отражены истории уникальных этнических групп, запечатлена хрупкая красота исчезающего мира . О серии
«Ноль карат», творчестве и социальной проблематике искусства Габриэль Заго рассказал Анастасии Садыровой.

Анастасия Садырова: На выставке
«Зеркала и зазеркалье» представлены Ваши работы из серии «Ноль карат». Расскажите, о чем они? Как они появились?

Габриэль Заго: Серия «Ноль карат» - это часть творческого проекта, который появился после моего путешествия на Мадагаскар. На этом острове я столкнулся с сообществами, которые вынуждены заниматься поиском золота в реках, рядом с которыми живут. К сожалению, это очень тяжелая работа – найти золото чрезвычайно трудно.

Работа серии «Zero carats»/ Ноль карат
Работа серии «Zero carats»/ Ноль карат

АС: Почему фигуры детей на ваших работах именно синего цвета?

ГЗ: Дети на фотографиях наравне со взрослыми участвуют в отчаянной борьбе за выживание. Синий, помимо того, что это духовный цвет, который соединяет небо и землю, также передает ощущение отчуждения их маленьких тел от реальности и от контекста, в котором они живут.

АС: Зеркальный фон заполняет не только глаза детей, но нос, рот и порой даже уши. Почему?

ГЗ: Я изобразил их так, будто их души покинули тела.
Дети стали оболочками для неземного золото света, символом всех детей острова, лишенных детства, которое им так и не удалось прожить из-за постоянных поисков золота.

Работа из серии «We share pain, we share joy»/Мы делим боль, мы делим радость
Работа из серии «We share pain, we share joy»/Мы делим боль, мы делим радость

АС: Многие Ваши работы (включая «Ноль карат») посвящены тому, как глобализация отразилась на коренных жителях. Почему Вам интересна эта тема?

ГЗ: Благодаря моим путешествиям я впервые осознал, что прогресс и глобализация угрожают существованию уникальных культур и сообществ. Мысль о том, что единственные в своем роде, чудесные этнические группы и места на планете могут исчезнуть с лица земли из-за наших действий, потрясает меня до глубины души и подталкивает сделать что-то, чтобы привлечь к этому внимание.

АС: В манифесте к серии «Ноль карат» сказано, что зеркальный фон, в котором зрители видят свое отражение, призван вызывать ощущение сопричастности происходящему в работах – каждый должен решить для себя, кто он в этой ситуации – зритель или соучастник преступления против детства. Вы вкладывали в эти работы такой смысл?

ГЗ: Цель серии «Ноль карат», как и других моих проектов, с помощью искусства рассказать о малоизвестных проблемах.
Знать об эксплуатации золотоискателей важно, чтобы иметь более полную информацию о торговле золотом и драгоценностями и принимать более осознанные решения, например, при покупке украшений.

Работа серии «Colors still remain»/Цвета все еще остаются
Работа серии «Colors still remain»/Цвета все еще остаются

АС: Люди, не знакомые с историей, которая стоит за появлением этой серии, могут воспринимать ее как декоративную. Что Вы думаете по этому поводу?

ГЗ: Это не кажется мне проблемой.
Во всех моих работах я стараюсь передать важное социальное сообщение с помощью языка, который может достучаться до зрителя разными способами. Если работа привлекает внимание эстетичностью, это уже первый шаг к появлению интереса к ее смыслу, а через него и к той или иной проблеме, что может подтолкнуть человека к тому, чтобы начать задавать себе вопросы.
Когда я продаю или выставляю мои работы, я всегда обязательно включаю описание социальной проблемы, которая меня вдохновила. Я уверен, что зрители и коллекционеры смогут увидеть настоящее сообщение за внешней красотой.

АС: Серия «Ноль карат» стала символом этой выставки, Ваши работы появились на афишах и даже на фасаде здания музея. Что Вы думаете об этом?

ГЗ: Я сразу же согласился, как только музей предложил мне эту возможность! Для меня большая честь, что мои работы стали символом этой прекрасной международной выставки в таком важном для Санкт-Петербурга музее.

Беседовала Анастасия Садырова