Литературные братья: герой скандинавской мифологии и принц Нидерландов

127 прочитали
Зигфрид и Кримхильда, Артур Рэкхем
Зигфрид и Кримхильда, Артур Рэкхем

Зигфрид в "Песни о Нибелунгах"

Полны чудес сказанья давно минувших дней...

Так начинается "Песнь о Нибелунгах" -- германский рыцарский эпос, написанный в XII-XIII веке неизвестным автором. В эпосе много спорных, противоречивых и непонятных моментов, но большинство из них связаны с Зигфридом, сыном нидерландского короля и мужем бургундской принцессы Кримхильды.

Сюжет "Песни о Нибелунгах" начинается с того, что Зигфрид по наслышке влюбляется в Кримхильду и едет в Бургундию просить её руки у трёх её братьев, королей бургундских -- Гюнтера, Гернота и Гизельхера. Описывая Зигфрида, автор подчёркивает в нём качества, необходимые для идеального героя куртуазного эпоса: он сильнее всех, храбрее всех, красивее всех, а главное -- знатнее всех, ведь выше короля никого нет. Такой герой, выписанный практически одной краской, для куртуазной литературы что-то вроде шаблона, как и прекрасная принцесса, как и коварный враг. То же можно сказать о любви, возникшей из-за слухов о красоте девушки. Но Зигфрид оказывается не так прост.

Первое несоответствие образу шаблонного рыцаря обнаруживается уже в тот момент, когда Зигфрид подъезжает к замку бургундских королей. Вассал Гюнтера Хаген рассказывает о нём королям, вскользь упоминая прошлые деяния Зигфрида. Автор никак не раскрывает прошлое Зигфрида, словно предполагает, что читатель или слушатель знает о нём, как и Хаген (который по сюжету с Зигфридом никак не связан). То есть Зигфрид оказывается героем, которого все по умолчанию должны знать.

Зигфрид въезжает в Вормс
Зигфрид въезжает в Вормс

Далее Зигфрид, чтобы получить в жёны Кримхильду, поступает на службу к Гюнтеру и выполняет его поручения. Он отправляется на войну с врагами Бургундии, где один побеждает огромную армию, затем вместе с Гюнтером отправляется завоёвывать деву-воительницу Брюнхильду. Прикинувшись Гюнтером с помощью волшебства, Зигфрид побеждает Брюнхильду в бою, чтобы отдать её в жёны настоящему Гюнтеру (сам Гюнтер на такой подвиг оказывается неспособен).

Такие поступки необычны для идеального рыцаря. Зигфрид, имеющий королевское происхождение, унижает себя тем, что становится фактически вассалом другого короля. Кроме того, все подвиги он совершает в одиночку, тогда как герой рыцарского эпоса должен возглавлять армию. К тому же, Зигфрид обладает нечеловеческой, магической силой и магической же неуязвимостью. Такие качества характерны для мифологического героя, а не для рыцаря. Мифологический (или сказочный) герой отправляется на подвиги один и совершает их с помощью магических способностей.

Зигфрид женится на Кримхильде, Гюнтер берёт в жёны Брюнхильду -- тоже явно сказочного персонажа, ведь она обладает непобедимой силой до тех пор, пока остаётся девственницей. Таких воительниц можно встретить и в греческой мифологии (Артемида и Афина -- богини-девственницы, амазонки), и в русских былинах (девы-богатыри поляницы, которых нужно одолеть в бою, чтобы взять в жёны).

Далее в эпосе происходит совсем непонятная сцена. Брюнхильда ссорится с Кримхильдой, после чего Хаген под предлогом мести за её честь убивает Зигфрида. Автор "Песни о Нибелунгах" мотивирует её злость тем, что она, во-первых, считает Зигфрида вассалом Гюнтера, то есть не ровней его сестре, а во-вторых, тем, что он обманул и оскорбил её, прикинувшись Гюнтером, и фактически это Зигфрид должен быть её мужем. Однако роль Брюнхильды в судьбе Зигфрида остаётся размытой, причины её ненависти ясны не до конца. Возможно, именно поэтому автор убирает её из повествования вовсе, а убийство Зигфрида планируют и совершают уже Гюнтер, Гернот, Гизельхер и Хаген.

Так же внезапно обнаруживается, что тело Зигфрида уязвимо лишь в одном месте -- на спине между лопатками (мотив, схожий с ахиллесовой пятой у греков). Этот момент никак не поясняется и даётся просто как факт. Хаген обманом узнаёт у Кримхильде о слабом месте Зигфрида и убивает его на охоте. Большое значение имеет то, что Зигфрид был убит именно в спину -- значит, он остаётся непобеждённым, ведь его не сразили в честном бою.

Вторая часть эпоса посвящена мести Кримхильды и к Зигфриду отношения не имеет.

Сигурд в "Старшей Эдде"

Разрешить противоречия, связанные с образом Зигфрида, можно, только изучив жизнь его литературного предшественника -- Сигурда, героя нескольких песен "Старшей Эдды", сборника скандинавских легенд.

Жизнь Сигурда, в отличие от жизни Зигфрида, показана от рождения до смерти. Возможно, автор "Песни о Нибелунгах" не рассказывает о жизни своего героя, потому что Сигурд был в Северной Европе героем очень популярным, и знали о нём все.

Сигурд тоже преподносится как идеальный персонаж, но он идеальный мифологический персонаж, тогда как Зигфрид должен был стать воплощением рыцарских идеалов. Этим и объясняются все противоречия в образе Зигфрида: автор германского эпоса достаточно топорно наложил на мифологического героя каноны куртуазной литературы, но не стал при этом сильно менять сюжет, отчего Зигфрид как бы расслаивается на сказочного героя и героя-рыцаря.

Образ Сигурда самобытен и потому более гармоничен. Он соответствует канонам мифологического героя, многие из которых позже отразятся на европейском фольклоре.

Во-первых, Сигурд начинает героический путь с победы над змеем Фафниром. Мотив змееборчества присутствует практически во всех европейских литературах, а учитывая популярность Сигурда, вполне возможно, что именно он стал первым литературным змееборцем. Правда, этот мотив присутствует и в греческой мифологии: в начале жизни Аполлон убивает змея Пифона. При этом никаких связей между скандинавами и греками в то время историками не установлено.

Сигурд и Фафнир, Кируэло Кабрал
Сигурд и Фафнир, Кируэло Кабрал

В "Старшей Эдде" мотивируется и неуязвимость Сигурда (а после и Зигфрида), и наличие у него "ахиллесовой пяты". Убив Фафнира, герой омывается его кровью, чтобы приобрести магическую защиту. Но во время омовения на спину, между лопаток, ему падает кленовый листок, так что это место остаётся незащищённым.

История Сигурда объясняет и злость Брюнхильды, которую в "Старшей Эдде" зовут Брюнгильд. Во время своих похождений Сигурд находит спящую деву-воина, скованную цепями и, разбив цепи, освобождает её ото сна. Позже мотив волшебного сна девушки и освобождение её героем также в разных интерпретациях распространится в европейском фольклоре -- в частности, это всем известные Белоснежка и Спящая Красавица.

В истории Сигурда спящей девой оказывается Брюнгильд. Между ней и Сигурдом вспыхивают взаимные чувства, герой даёт клятву жениться на ней.

Сигурд и Брюнгильд, Артур Рэкхем
Сигурд и Брюнгильд, Артур Рэкхем

Однако позже он встречает Кримхильд, которая в "Старшей Эдде" соответствует не Кримхильде, а её матери. В германском эпосе мать бургундских королей зовут Утой, и она играет там проходную, пассивную роль. В "Старшей Эдде" Кримхильд имеет большое значение для сюжета: она даёт Сигурду зелье, из-за которого герой забывает Брюнгильд и влюбляется в Гудрун (которая соответствует Кримхильде из "Песни о Нибелунгах").

Ненависть Брюнгильд к Сигурду объясняется, таким образом, гораздо логичнее. Она мотивирована ревностью и унижением брошенной невесты, а не соображениями родовой чести. Но почему автор "Песни о Нибелунгах" решил замазать этот момент?

Дело в том, что, хотя Зигфриду в куртуазном эпосе прощаются магические способности, унаследованные им от мифологического предка, изобразить идеального рыцаря, способного бросить невесту и влюбиться в другую, представлялось невозможным. К тому же, история с зельем сломала бы канонический момент с любовью "по наслышке", которая оказывается настолько сильной, что заставляет героя забыть о и о гордости, и об опасностях.

В "Песни о Нибелунгах" Брюнхильда ссорится с Кримхильдой и на этом её роль заканчивается. Она уходит в тень, на сцену выходит Хаген, под предлогом мести за королеву подбивает Гюнтера, Гернота и Гизельхера на убийство, сам же выведывает у Кримхильды об уязвимом месте на теле Зигфрида, именно Хагена подстраивает для него ловушку и наносит смертельный удар.

Но в "Старшей Эдде" именно Брюнгильд желает смерти Сигурда и настаивает на ней, в то время как Хёгни противится убийству и наносит удар скорее поневоле.

Вообще, история Брюнгильд более законченная. После смерти Сигурда она закалывает себя мечом, после чего описывается, как она на богатой повозке отправляется в Хель. По пути она встречает некую Великаншу, которая упрекает её в убийстве, на что Брюнгильд рассказывает о своей жизни и оправдывает свои поступки.

Брюнгильд изображена во многом более страстной и решительной, чем пассивная и униженная Брюнхильда.