Автор Маргарита Дж. Деннис
В 2005 году был опубликован мой официальный документ «Десять тенденций в высшем образовании»,
в котором я предсказала следующее для колледжей и университетов США:
• Провайдеры высшего образования станут более многочисленными и разнообразными.
• Увеличится посещаемость колледжей студентами с неполным рабочим днем, а колледжи и университеты будут предлагать занятия по вечерам и в выходные дни.
• Все большее количество высших учебных заведений будет работать в партнерстве с работодателями для удовлетворения потребностей в рабочей силе.
• Связь станет стандартной практикой: студенты будут заниматься дома, в кампусе, везде и постоянно.
• Женщины, меньшинства и взрослые учащиеся будут преобладать в будущем при поступлении в высшие учебные заведения.
• Федеральное и государственное финансирование колледжей и университетов уменьшится.
• Технологические возможности будут стимулировать рост глобальных университетов.
• Иностранные студенты будут по-прежнему приезжать в США, но состав студентов изменится: больше студентов будет приезжать из Азии и меньше - из Европы.
• США будут соревноваться с несколькими другими странами за международного мобильного студента.
• Традиционные колледжи и университеты не исчезнут в будущем, но они изменятся в организационном отношении и будут по-другому управляться. Будут добавлены административные должности, а также спортивные программы и внеклассные «удобства», например фуд-корты и сооружения для скалолазания.
Думаю, вы согласитесь с тем, что все без исключения прогнозы, которые я сделал в 2005 году, являются реалиями сегодняшнего высшего образования.
Прогнозы на середину 2010-х гг.
В 2014 году я написала еще один официальный документ о мировых тенденциях в области высшего образования для студентов во всем мире и сделала следующие прогнозы:
• Технологии станут величайшим разрушителем высшего образования в следующие пять лет.
• Разнообразие студентов потребует более гибкой системы предоставления образования, включая гибкость в отношении того, когда и где преподаются курсы, как студенты записываются на занятия и какая взимается плата за обучение.
• Поступающие студенты принесут принятые кредиты по курсам международного бакалавриата и продвинутого уровня, а также по некоторым MOOC (массовые открытые онлайн-курсы).
• Система осенних и весенних семестров уйдет в прошлое. Студенты будут посещать занятия в течение года, а в летние месяцы создадут «третий» семестр.
• Большинство студентов будут иметь академические справки из более чем одного колледжа и университета.
• Колледжи и университеты будут «покупать» онлайн-курсы друг у друга.
• Стратегические планы приема будут включать вклад директоров по профориентации и по делам выпускников.
• Критерии аккредитации изменятся, и больше внимания будет уделяться результатам.
Опять же, я думаю, мы можем согласиться с тем, что эти прогнозы сбылись.
Идем вперед
Мои прогнозы относительно высшего образования во всем мире в 2021 году и далее:
• Студенты, преподаватели и сотрудники будут путешествовать с Цифровыми паспортами здоровья (Digital Health passports) для проверки результатов тестов на COVID-19.
• Студенты будут поступать в колледжи и университеты с установленными медицинскими протоколами.
• Учащиеся будут посещать школу круглый год в сочетании с очным и онлайн-обучением.
• Программы с зачетными кредитами с пропускаемым годом увеличатся во всем мире.
• Студенты будут приниматься круглый год и будут уведомлены о решениях о приеме, как только их заявки будут заполнены.
• Увеличивающаяся доля студентов в высшие учебные заведения будет поступать из спонсируемых компанией краткосрочных программ с сертификацией и учебных лагерей.
• В частности, увеличится число участников, участвующих в программе Google Career Certificates и глобальной инициативе Microsoft по развитию навыков.
• Планирование видения будет сосуществовать со стратегическим планированием и дополнять его.
• Высшие учебные заведения будут нанимать руководителей по инновациям, которым будет поручено реализовать планы развития.
• Поведение потребителей будет включено во все будущие стратегические планы.
• Консультации по вопросам карьеры начнутся до зачисления и будут распространяться на все время зачисления и после окончания учебы. Колледжи и университеты охватят 10-летний план приема, зачисления и выпуска для студентов.
• Консультанты по выпуску (ранее называвшиеся регистраторами) составят план всех многолетних курсов, необходимых для выпуска до зачисления студента в университет.
• Консультанты по финансовой помощи и долгу предоставят оценку затрат и долга до зачисления.
• В транскриптах дипломо будут перечислены компетенции, полученные на курсах, вместе с оценками.
• Студенты закончат обучение, пройдя хотя бы одну стажировку.
• Устаревшие бизнес-модели высшего образования будут заменены структурой дифференцированного ценообразования.
• Виртуальный набор и мероприятия для студентов, а также конференции преподавателей и сотрудников, собрания преподавателей и сотрудников будут дополнять очное общение.
• Некоторые колледжи и университеты прекратят работу. Остальные объединятся как с национальными, так и с международными партнерами.
• Международная студенческая мобильность станет более локализованной в пределах регионов и континентов.
• Геополитическое соперничество между США и Китаем повлияет на будущий набор иностранных студентов.
Было бы упрощением видеть причину этих 20 прогнозов в пандемии. Многие из этих прогнозов уже были в тренде. COVID-19 ускорил, но не вызвал многих изменений и сбоев, с которыми высшее образование может столкнуться в 2021 году и в последующий период.
И этот список прогнозов отнюдь не полон - и отражает больше административных сбоев, чем академических.
Но давайте проверим в конце года и оценим, какие из них были точными, а какие нет.