Найти тему
Всем балет!

Разбор по главам книги Марии Хоревой "Научите меня балету!" Всё детали

Оглавление

Сегодня, в эпоху социальных сетей, написание книг блогерами стало привычным явлением, наверняка все заметили эту тенденцию среди медийных личностей и не только. Издательства активно предлагают сотрудничество инфлюенсерам с большой аудиторией на разных платформах, ведь для любого издательства важно количество подписчиков - потенциальных покупателей книги, это гарантия хороших продаж и успешного продвижения. Обычно это письмо-рассылка с предложением блогеру написать книгу, которое включает полное сопровождение создания книги иногда вплоть до самого процесса написания текста (если блогер вдруг сам не захочет писать). Но для тех людей, которым действительно есть, что рассказать, нравится писать тексты и есть аудитория, это отличная возможность пообщаться с подписчиками новым способом, а заодно и приобщить часть аудитории к чтению.

______________________

25 декабря вышла в свет книга первой солистки Мариинского театра Марии Хоревой. Любители балета неоднозначно отнеслись к данному событию. Кто-то с восторгом принял новость о книге и сразу ее заказал, другие предпочли воздержаться от комментариев. Была еще и третья категория людей, которая раскритиковала не саму книгу, которая была еще на предзаказе, а сам факт ее написания столь юной артисткой. Но нельзя отрицать, что это событие, нетипичное для балетного мира, ведь не каждый день артисты балета выпускают собственные книги. Это происходит не потому, что мастера не хотят писать книги, а скорее потому что не у всех мастеров есть развитая площадка в социальных сетях, на которой можно рассказать о своей книге на большую аудиторию, и для издательств здесь интерес минимальный.

Мария Хорева - одна из немногих балерин современности с огромной лояльной аудиторией в социальных сетях Instagram (почти 500 тыс.) и YouTube (почти 70 тыс.). И в этом смысле издатели не ошиблись: популярность Марии Хоревой уже давно вышла далеко за пределы театра и даже Instagram, а после победы в "Большом балете" выросла в разы, поскольку телевидение добавило медийности. Интерес к личности Марии Хоревой был на пике в период, когда вышла книга, и сохраняется до сих пор. Вся деятельность молодой балерины сосредоточена вокруг профессии: от канала в YouTube до книги - такая преданность своему делу подкупает. Кроме того, хочется отметить смелость юной артистки: решиться написать книгу, когда находишься под пристальным вниманием не только тех, кто восхищается, но и тех, кто осуждает... А особенно беспощадна критика в балетном мире, где очень жесткие рамки, каждый выход за которые сопровождается шквалом осуждения, будь то "партия не по возрасту", участие в "Большом балете" или написание книги.

Привлекательная обложка

Что мгновенно привлекает внимание будущего читателя книги? Конечно, обложка! Мария Хорева - обладательница красивой балетной фигуры. Нельзя было не вынести его на обложку в attitude и других позировках, если посмотреть далее. На форзацах размещены и другие прекрасные работы известного балетного фотографа.

Предисловие на первом форзаце сопровождается фотографией Марии Хоревой и Александра Медведева - президента футбольного клуба "Зенит". Честно говоря, не совсем понятно, чем обусловлено упоминание Медведева в книге о балете, если он не является приглашенным экспертом по теме балета, да и вовсе не выступает экспертом даже в области спорта. Сказано только, что руководитель футбольного клуба поддержал идею создания универсального тела и взгляд на балет под таким углом. Только чуть позже после начала чтения приходит понимание, что в книге балет будет идти рядом со спортом, точнее, дополнять выносливость артистизмом.

В поисках иллюстраций мы бегло пролистываем книгу и замечаем вкладку с фотографиями Марии Хоревой со спектаклей на сцене Мариинского театра. Многие из них уже были опубликованы в Instagram. Впечатление от них приятное, ведь ничто так не внушает доверия, как достижения автора книги на главной балетной сцене мира в ведущих партиях, это своего рода гарантия экспертности изложенной информации, которую ожидает читатель. Только жаль, что к написанию книги не привлекались другие эксперты, возможно, доктора, педагоги балета, чтобы обосновать безопасность данных комплексов упражнений для физического здоровья. Или привлекались, но не были указаны.

Описание упражнений

Сама Мария в книге пишет, что лучше всего заниматься по видеозаписям тренеров - по ним училась и сама артистка, ими вдохновилась на съемку уроков для своего канала в YouTube. Формат текста несколько сложен для восприятия подобной информации, да и не совсем удобно читать книгу и тут же пробовать выполнить упражнение. В давние времена без интернета были книги и журналы с подробным описанием физических упражнений для зарядки или домашнего фитнеса. Но сейчас, в эпоху видеоконтента, такой формат кажется не совсем удобным и даже устаревшим, словом, на любителя.

Но весьма порадовало, что отсутствие визуала было частично решено фотоиллюстрациями упражнений. Запечатлен самый важный момент отдельного упражнения в исполнении Марии Хоревой, проделана большая работа с фотографом - в этом Мария особо успешна, если судить по Instagram, как говорится, талантливый человек талантлив во всем.

Вероятно, для учащихся балетных школ не составит труда понять, как именно нужно выполнять упражнение на полу или у станка, ведь есть фото-подсказка. Кроме того, после пошагового описания упражнения есть раздел с замечаниями, в которых подробно указаны типичные ошибки, а также советы, как их избежать, на что обратить внимание при выполнении. В этом чувствуется особая поддержка лично от автора. Это радует, потому что очень хочется как бы услышать "голос" автора сквозь текст, который по сути своей содержит только сухую последовательность действий, а в этом мало искренности и участия, если можно так выразиться.

Мария Хорева в книге неоднократно упоминает свой YouTube-канал, на котором уже вышло огромное количество видеозаписей с комплексами упражнений. Кроме того, Мария признается, что хочет снять видеоучебник к "Основам классического танца" А. Я. Вагановой, где покажет методику исполнения каждого элемента классики.

Истории из жизни Марии Хоревой

Лирические отступления - наверное, то, чего ждал зритель и читатель Марии Хоревой больше всего. Несмотря на огромную популярность в Instagram, юная балерина тщательно оберегает свою частную жизнь от глаз подписчиков, мы видим Марию только как артистку балета в театре, на сцене, на репетициях, иногда в видеоинтервью, где все темы сосредоточены вокруг балета.

Наверное, не стоило ждать какого-то откровения, поскольку уже давно можно заметить, что образ Хоревой - четко выверенный, даже строгий: балет, и ничего кроме, только позитивная повестка. С точки зрения построения личного бренда - совершенно правильная позиция, ведь рекламодателям гораздо приятнее ассоциироваться с позитивным контентом, это закон. Во многом благодаря этому партнерами издания стали крупные бренды танцевальной одежды и обуви, а также компания по изготовлению балетных станков.

Но даже немногословные вступления с описаниями классов Мариинского театра, ежедневной рутины артистки балета, травма, рассуждения о пользе балетного класса будут радостью для поклонников-подписчиков, которые знают Марию только по Инстаграму, особенно для тех людей, которые проживают в других регионах России и не могут посещать Мариинский театр. Конечно, этот пункт в описании книги выглядел как самый заманчивый для читателя. Но здесь приходится довольствоваться малым: не сказано ничего лишнего, противоречивого, эксклюзивного (согласно образу), но и... ничего нового.

Язык и подача

Можно обратить внимание, что информация подается в краткой форме с минимальными описаниями. Вероятно, такой стиль был выбран с целью упростить восприятие, которое и так в заданном формате сложновато.

Но кроме этого нельзя не заметить, что есть какое-то косноязычие в описании движений, а также иной раз и во вступлениях к главам. Известно, что в балете существует свой сленг, но в этой книге он в избытке. Так происходит, когда редакторы пытаются сохранить авторский слог, максимально приблизив текст к разговорной речи, не подвергая его серьезным правкам. Это делается с целью сблизить читателя и автора и говорить на понятном языке для большей части аудитории, чтобы был слышен "голос" автора за текстом, о чем мы говорили выше. Да, язык простой, понятный, не совсем идеальный, немного сбивчивый. Но возникает вопрос: с какой частью аудитории должен был сблизить этот текст? Ведь чем проще информация, тем лучше она "зайдет". В случае с описаниями упражнений это может сработать неплохо, но в остальном - вопрос: а не слишком ли все упрощено?

Воспитанникам первых классов балетных училищ будет очень полезна эта книга, поскольку она показывает живым примером солистки Мариинского театра, как нужно работать над собой для достижения результата. Ведь именно в начале пути детям нужно объяснить, что работать над телом следует изо дня в день по несколько часов, пересиливая себя. И пример тому - Мария Хорева - успешная артистка, которая делает свое идеальное тело именно такими тренировками. Такой успех кружит подрастающему поколению голову, хочется повторить или хотя бы с помощью упражнений приблизиться к совершенству.

Кроме того, удобство книги заключается в том, что комплексы упражнений собраны в одном месте, не нужно дополнительно искать разрозненную информацию в сети. Да, студенты постарше или артисты театров уже самостоятельно ищут подходящие для себя уроки и комплексы упражнений, и эта книга едва ли будет для них исчерпывающим источником или покажет что-то новое. А вот ученикам младших классов гораздо удобнее иметь один источник информации, чтобы не рассеивать внимание. Поэтому для кого-то эта книга станет справочником от любимой балерины, которой они доверяют, которая близка к аудитории благодаря социальным сетям.

На предзаказе книга стоила 725 руб., сейчас наблюдается повышение цен:

Занавес

Последние главы книги весьма интересны, поскольку наконец включают в себя не описание упражнений из тренировок, а все же частично приоткрывают закулисную жизнь артистки балета, а именно технические моменты профессии: прическа, грим, украшения, тренажеры, обувь, коврики и другие помощники балерины в работе. Это изнанка профессии, которая любопытна многим поклонникам балета: что в сумке балерины, что в косметичке балерины, как продлить жизнь пуантов, а именно все через опыт Марии Хоревой. Особенно понравилось небольшое откровение о том, что первые три года учебы в Академии Мария занималась в половину своих возможностей, и только в 14 лет к ней пришло понимание, что это профессия. Об этом подробно артистка рассказывала в интервью на канале Ольги Еланской в 2018 году.

В последней главе под названием "Мой путь" Мария Хорева рассуждает о технике и артистизме в балете. Из слов артистки становится понятно, почему такое большое внимание в ее книге было уделено раскрытию спортивной и фитнес-терминологии: тренировки, упражнения, сила, выносливость, кардио, а только после этого - балет. Мария Хорева пишет, что выбирает путь к творчеству через работу с телом, именно поэтому сначала идет формирование универсального тела, а уже потом артистизма. И никогда не стихнут споры о том, что должно быть ранее. А как считаете вы?

И пусть описания к фотографиям на вкладке и некоторые фразы в тексте выглядят несколько наивно, это можно списать на молодость автора и, возможно, участие редакторов. Книга получилась современной и нацеленной на молодую аудиторию, с которой было решено общаться на таком языке. Но от этого книга и потеряла, поскольку едва ли получится заинтересовать аудиторию старше и опытнее. Мария Хорева в недавнем интервью говорила о том, что информации накопилось настолько много, что даже приходилось останавливать себя из-за ограниченного объема книги: "Видимо, придется подумать о второй", - говорит Мария.

Читали ли вы книгу? Что думаете о содержании? Делитесь своим мнением в комментариях!

🎭 Если статья была полезна, вы можете поддержать канал и авторов. Спасибо!