"Террариум единомышленников" – так сказал про театр Александр Ширвиндт на десятилетнем юбилее "Современника" в 1966 году. Выражение стало крылатым. Александр Анатольевич в театре всю жизнь, так что знал, о чём говорит. Однако мне казалось, что стёкла в пуантах и прочая жесть – это уже, скорее, из разряда баек. Но нет. Вот позавчера актрису Софью Эрнст, супругу гендиректора Первого канала, едва не пригвоздили – в буквальном смысле – к сцене. И к какой сцене! Можно сказать, к сцене лучшего театра страны – МХТ им. Чехова. (Ну, где ещё может служить жена Константина Львовича, вы ж понимаете).
В одной из сцен спектакля на героиню Эрнст должен был сыпаться сверху искусственный снег. Однако красиво постоять в снежном вихре у актрисы в этот раз не получилось – из короба с реквизитом на неё посыпались гвозди! Слава Богу, обошлось без травм. Хотя, конечно, если резко опрокинуть на кого-то с высоты ёмкость с приличным количеством гвоздей, то вполне можно ранить.
Очень интересно, что же это было. Вряд ли кто-то из рабочих сцены или реквизиторов по ошибке мог положить гвозди в такое необычное место. Так что вполне логично предположить – это дело рук некого недоброжелателя. Также примечательно, что это произошло в МХТ, который всё ещё по праву считается едва ли не лучшим русским драмтеатром. Увы, после ухода Табакова и назначения худруком Сергея Женовача ситуацию в МХТ сложно назвать благополучной. За кулисами там идёт явно нездоровое бурление, которое иногда прорывается в публичное пространство. Достаточно вспомнить летнее заявление Женовача, что из труппы в 122 человека в идеале должно остаться человек 50-60. В такой ситуации, конечно, у кого-то из актёров вполне может включиться режим борьбы за место под солнцем софитами – тут тебе и гвозди. Софья Эрнст, скажем прямо, и без МХТ не пропадёт, а вот некоторых её коллег увольнение из знаменитого театра вряд ли обрадует, мягко говоря.
Впрочем, вся театральная история наполнена происшествиями такого рода, а то и гораздо хуже. Вспомнить хотя бы нападение на худрука Большого театра Сергея Филина в 2013 году – после этого в одном из интервью Николай Цискаридзе сказал, что стёкла в пуантах и иголки в костюмах это просто детский лепет по сравнению с тем, что творится за кулисами сейчас. Хотя и в стародавние времена случались громкие скандалы – например, в 1848 году в том же Большом театре при выходе знаменитейшей балерины Елены Андреяновой на сцену из литерной ложи бросили... дохлую кошку! К её хвосту была привязана бумажка с надписью "Первая танцовщица". Балерина убежала за кулисы, в театре начался настоящий тарарам, арестовали всех, кто был в той ложе. Выяснилось, что кошку вроде как бросил ярый поклонник другой балерины. В общем, кипела и кипит жизнь в театральном мире, ой кипит.
В МХТ сейчас проходит полицейская проверка – выясняют, как гвозди оказались там, где их не должно было быть. И результаты могут быть очень интересными... Подождём-посмотрим. В террариуме, сами понимаете, всего можно ожидать.