События Великой Отечественной войны на первый взгляд не имеют ничего общего с гибелью туристической группы Дятлова и в большинстве версий никак не затрагиваются исследователями данной трагедии. В то же время один из членов группы – Семен Золотарев, являлся участником войны, что позволяет протянуть сюжетную линию от событий войны к обстоятельствам гибели туристов. Создатели сериала решили ввести события войны в сценарий сразу в первой серии.
В самом начале событий сериала выясняется, что во время войны Костин сталкивался с некоей загадочной организацией нацистов. Подразумевается Анненербе – известная оккультная организация Третьего Рейха. Хотя прямо она не называется, далее я укажу обстоятельства, которые подтверждают такое предположение.
Вместе с сотрудником районной прокуратуры он сопровождает перевозимые вертолетом тела погибших туристов. Прокурор указывает на крайнюю неприятность того факта, что в данном случае погибают молодые люди и напоминает Костину о войне, в которой тот успел принять участие. Следователя КГБ окутывают воспоминания, и, глядя на число 200 на мешках, в которых находятся трупы туристов, он мысленно переносится в последние дни Великой Отечественной войны, когда он служил в разведывательном подразделении.
Случайно или нет, но Костин вспоминает события 20 апреля 1945 года – день рождения Гитлера и четвертый день Берлинской наступательной операции. Группа разведчиков находится в лесу на территории Бранденбурга, где-то слышатся разрывы снарядов. Один из бойцов на слух определяет калибр артиллерии, которая ведет обстрел: «Ишь, как кроет-то! Двухсотмиллиметровая».
Скорее всего указанный калибр взят сценаристами наугад в связи с цифрами на мешках. На вооружении вермахта состояла только одна артиллерийская система такого калибра – миномет Ladungswerfer. В конце войны шанс «нарваться» именно на этот миномет для фронтовиков был невелик. Впрочем, наступающей является советская сторона и имеются в виду «наши» орудия. В советской артиллерии калибра 200 миллиметров не было вообще, однако боец вполне мог иметь в виду 203 миллиметровые гаубицы Б-4, которые применялись в боях на подступах к Берлину и непосредственно при штурме города.
Разведчики видят автоколонну немцев, а затем натыкаются на замок, не отмеченный на их картах. Внешний вид замка легко узнаваем – это Вевельсбург – резиденция Анненербе, в которой главарь СС Гиммлер намеревался устроить центр мира. В данном случае сценаристы сделали некоторое допущение, поскольку реальный Вевельсбург находится намного западнее Берлина и даже самые дерзкие разведчики советской армии вряд ли могли бы оказаться в его окрестностях.
Костин и его товарищи проникают в замок, который наполнен чрезвычайно странными вещами и обстоятельствами. В коридоре, ведущем от входа, разведчики находят автомобиль, в котором лежит труп буддийского монаха и сидят в клетках какие-то обезьяны. Оставив часть группы прикрывать вход, Костин берет с собой одного напарника – Виктора, и они углубляются во внутренние помещения. Через некоторое время коридор, по которому они идут, раздваивается и разведчики решают разделиться. Пол ветки, по которой пошел Костин, залит водой; внезапно навстречу ему выходит какая-то девушка, которая разворачивается обратно и медленно уходит. Костин пытается ее догнать и неожиданно нос к носу встречает Виктора. Загадочная незнакомка исчезает. Однако в одном из боковых помещений разведчики находят ее, уже мертвую со следами ужасных ранений – у нее отсутствуют глаза, окровавлен рот и вскрыта грудная клетка. Данные травмы весьма похожи на телесные повреждения двух «дятловцев» – Людмилы Дубининой и Семена Золотарева, однако сценаристы в дальнейшем не развивают эту тему.
Видение Костина прерывается и продолжается после сцены в морге. Разведчики продвигаются дальше по замку и обнаруживают некий кабинет, в котором за столом восседает мертвый немец с раскроенной головой. В случае с этим мертвецом мы можем видеть некоторый ляп, связанный с униформой: в петлицах видны знаки различия унтерштурмфюрера СС, но погоны соответствуют более высокому званию – оберштурмфюрер.
Здесь следует сделать небольшое отступление и указать, что создатели сериала допустили целый ряд оплошностей, связанных с воинскими званиями и знаками различия.
Например, Костин в 1945 году имеет воинское звание капитан. Во время расследования гибели туристов он является майором. Гибель туристической группы Дятлова произошла в 1959 году. Получается, что за 14 лет послевоенной службы Костин «вырос» всего на одно воинское звание. Прямо скажем, не очень быстрый служебный рост, который мало соответствует реалиям чинопроизводства. Для сравнения – Семен Золотарев в сериале в событиях 1945 года изображен в погонах старшины, а на момент своей гибели в 1959 году имел звание капитан, то есть за тот же период перешагнул пять воинских званий.
Вернемся к воспоминаниям фронтовиков.
Обстановка кабинета наполнена нацистской оккультной стилистикой, на стене один из бойцов обнаруживает эмблему Анненербе. Основная часть отряда отправляется дальше, а Костин решает покопаться в ящиках. Ему попадаются любопытные фотографии немецких военных на лыжах в лесистой и горной местности, но подробно разглядеть их он не успевает. Мертвый нацист неожиданно привстает со своего места и перепуганный Костин беспорядочно стреляет в него. Данная тема в дальнейшем также не раскрывается и остается непонятным, то ли мертвец и правда «ожил», то ли все это просто привиделось разведчику, не спавшему несколько суток.
События Великой Отечественной войны продолжаются в воспоминаниях Семена Золотарева, который переносится в день, следующий за воспоминаниями Костина – 21 апреля 1945 года. Двое советских солдат – сам Золотарев и его командир, конвоируют группу немецких пленных. Возвращаясь к теме воинских званий в сериале отмечу, что командир Золотарева имеет звание капитан, так же, как и Костин, хотя выглядит намного старше. Детали униформы также интересны – командир Золотарева, судя по цвету фуражки, штанов и окантовки погон, является военнослужащим войск НКВД, в то время как фуражка и другие знаки различия на самом Золотареве – обычные армейские, хотя погоны выглядят неуставными – продольная полоса слишком узкая и скорее похожа на взятую с погон младших офицеров.
Командир пытается изнасиловать пленную немку и Золотарев, пытаясь остановить насилие, убивает его. Избавленная от неприятностей немка, впрочем, проявляет неблагодарность – призывает остальных пленных убить конвоира, и сама нападает на Золотарева. Остальные приходят ей на помощь, у Золотарева отбирают оружие и его судьба кажется незавидной, однако внезапно один из немцев хватает автомат и убивает всех, кроме Золотарева. Затем он коротко поясняет, что все пленные, включая его самого, принимали участие в изуверских экспериментах нацистов и пытается застрелиться, однако автомат дает осечку. Немец смеется, а затем снимает с пальца кольцо, по внешнему виду похожее на «Мертвую голову», наградной знак, существовавший в СС, и отдает его Золотареву, говоря, что кольцо не даст тому умереть, а затем все же убивает себя. В данном эпизоде также присутствует некое допущение сценаристов – «Мертвая голова» вручалась только членам СС, а погибший офицер, судя по знакам различия, – майор вермахта.
Ночью Золотарев убеждается в правоте майора – находясь в расположении своих, он разглядывает кольцо. Ему мерещится убитый им капитан, который подзывает Золотарева к себе. Решив подойти, Золотарев отходит от лагеря, на который в тот же момент падает снаряд. Таким образом, кольцо действительно спасает того, кто его носит, от смерти.
Во время одного из перелетов в самолете Костину в видении являются его сослуживцы, которые заботливо укрывают его, пока он спит. Через некоторое время он вновь вспоминает войну – 23 апреля 1945 года он со своими товарищами едет в грузовике, у них на хвосте висит фашистский самолет. Летчик делает очередь из пулемета, но машина резко тормозит, и он промахивается. В данном эпизоде непонятно почему в этот момент нельзя было разбежаться в разные стороны – ведь пилот вряд ли бы стал гоняться за одиночными бойцами. Также сценаристы не пояснили зачем вообще разведчикам-пехотинцам понадобилось ехать на автомобиле. В итоге часть бойцов погибает, а преследующий группу самолет оказывается сбит советским. Уцелевшего немецкого пилота Костин расстреливает, когда тот пытается сдаться в плен. Значение данного эпизода для развития сюжета сериала остается не очень понятным.
Далее Костин вспоминает события 26 апреля 1945 года. Он получает письмо с печальным известием – его семья погибла. Получив такие сведения, может потерять самообладание даже очень хладнокровный человек, но дальнейшее поведение Костина совсем не вяжется с образом фронтовика-разведчика – он пытается покончить с собой. Буквально из петли его вытаскивает случайно оказавшийся рядом Семен Золотарев и, таким образом, сюжетные линии времен Великой Отечественной войны и 1959 года пересекаются. Утверждение о том, что фронтовик, узнав о смерти своей семьи, вряд ли пошел бы на суицид, можно сделать достаточно уверенно – достаточно вспомнить сюжеты известной песни «Враги сожгли родную хату…» или рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека».
Военные воспоминания продолжают являться и Золотареву. Он вместе с Людмилой Дубининой собирает ветки для костра и неожиданно ему вновь мерещится мертвец. Подразумевается, что это убитый им капитан – видимо лишение жизни своего товарища, пусть и вынужденное, не дает покоя Золотареву.
Костин вспоминает как ему, уже во время боев в Берлине, 28 апреля 1945 года, попалась плачущая немецкая женщина, у которой убиты ее маленькие сыновья. Через короткое время бойцы ловят и ее мужа, одетого в униформу войск СС. Немец выглядит испуганно и клянется, что не эсэсовец, а его просто заставили надеть форму неделю назад. Тогда советские солдаты проверяют наличие эсэсовской татуировки и находят ее на теле. Сослуживец Костина пытается оправдать немца, говоря, что татуировка совсем свежая. Но эти доводы не действуют на Костина, который еще не отошел от известий о судьбе своей семьи, и он убивает немца, а затем направляет оружие и на его жену. Виктору удается предотвратить расправу лишь встав между немкой и командиром.
Во время визита в исправительное учреждение Костин встречает старого знакомого по фронтовым событиям – капитана Владимира Яхромеева, который после армии продолжил службу в «Ивдельлаге». Они встречались 29 апреля 1945 года во время боев в районе озера Лангер-Зее – это юго-восточная окраина Берлина. Группы Костина и Яхромеева случайно сталкиваются друг с другом, попав под обстрел с находящегося неподалеку маяка.
Возвращаясь к теме сценарных неточностей, связанных с воинскими званиями, отметим, что в 1945 году Яхромеев является старшиной, то есть к 1959 году успел получить пять очередных воинских званий, в отличие от Костина.
Разведчики решают уничтожить огневую точку на маяке, чтобы она не мешала продвижению основных сил. Под прикрытием дымовой завесы Костин и Яхромеев подбираются ко входу в маяк и уничтожают всех находившихся внутри фашистов. В честь победы солдаты договариваются обменяться случайными предметами и Костину достается трофейная зажигалка, за которую он отдает надкусанное яблоко.
Далее он вспоминает события 30 апреля 1945 года. Они вместе с Виктором готовят себе ужин, к ним заглядывает сержант и просит поделиться картошкой. Костин проявляет щедрость и делится продуктами. Интересно, что у сержанта фамилия Егоров. Через некоторое время он возвращается и дарит в ответ только что пойманную рыбу. Виктор заключает с Егоровым пари, кто из них быстрее достигнет цели: Виктор хочет лично застрелить Гитлера, а Егоров – установить знамя над Рейхстагом.
Сержант Михаил Егоров вместе с младшим сержантом Мелитоном Кантария под командованием майора Алексея Береста утром 1 мая 1945 года водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Получается, Костин встретил именно того самого Егорова.
Интересно, что в отношении даты встречи героев также имеется некоторое допущение сценаристов – на груди у Егорова орден Славы 3-й степени. Официально он был награжден этой наградой именно 30 апреля 1945 года. Костин говорит, что Берлин еще штурмуют, то есть город не взят. Берлинский гарнизон капитулировал в ночь на 2 мая 1945 года. Значит, встреча Костина с Егоровым могла произойти только в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года. При этом Виктор изначально не мог выиграть – бойцы разговаривают после наступления темноты, а официально признанным временем самоубийства Гитлера считается 15.00 часов 30 апреля, то есть к моменту заключения пари фашистский главарь уже мертв.
Затем он вспоминает обстоятельства 2 мая 1945 года. Вместе с Виктором они позируют для фронтового фотокорреспондента. Они возвращаются к исполнению своих обязанностей – ведут наблюдение за обстановкой в городе, Виктор негодует по поводу проигранного спора, намекая на флаг, который Егоров поднял над Рейхстагом. Они обнаруживают в одном из домов огневую точку немцев, и Костин собирается вызвать туда огонь артиллерии, но что-то отвлекает его. Он оборачивается назад и в это время по ним начинает стрелять незаметно подобравшийся немецкий солдат. В завязавшейся перестрелке Костин получает ранение в ногу, Виктор кричит немцам, чтобы те сдавались, указывая на факт взятия Рейхстага. Однако в ответ советским солдатам прилетает одна граната, а затем и вторая. Виктор, жертвуя собой, накрывает своего раненного командира, а сам погибает от взрыва. Костин в порыве гнева решает отомстить своим врагам, но глядя вниз, откуда прилетели гранаты, видит там детей в униформе Гитлерюгенда. Советский солдат не убивает детей, расстреливая обойму вокруг них. Следует отметить, что данная сцена в определенном смысле взята из советского фильма «Фронт в тылу врага», в которой также бойца убивает мальчик в форме Гитлерюгенда, но к нему проявляют снисхождение и оставляют в живых. Этот сюжет хорошо показывает громадное моральное превосходство наших воинов над нацистами, уничтожавшими всех подряд, невзирая на возраст.
Создатели сериала постарались внести в заключительную, самую трагичную по содержанию серию, некоторое количество позитивных элементов. Это относится и к воспоминаниям действующих лиц о войне.
Самые последние воспоминания о войне приходят Золотареву. Замерзая на перевале, он вновь мысленно переносится в события на фронте – отряд солдат, укрывается от обстрела в траншее, а он, преодолевая страх, отстреливается от врага из пулемета. Данная сцена отлично передает волю советских солдат к победе, на которую указывают многие исследователи: «… фактором, определившим исход сражения [явились], ожесточенное сопротивление советских войск, их неукротимая воля не сдаваться» (Уильям Ширер, «Крах нацистской империи», Смоленск, «Русич», 1999, с. 367).
Вечная память и слава нашим солдатам-победителям!
Продолжим разбор сериала в дальнейших публикациях.