Найти тему
Владимир Черкасов

События Великой Отечественной войны в телесериале «Перевал Дятлова»: некоторые неточности и интересные факты

События Великой Отечественной войны на первый взгляд не имеют ничего общего с гибелью туристической группы Дятлова и в большинстве версий никак не затрагиваются исследователями данной трагедии. В то же время один из членов группы – Семен Золотарев, являлся участником войны, что позволяет протянуть сюжетную линию от событий войны к обстоятельствам гибели туристов. Создатели сериала решили ввести события войны в сценарий сразу в первой серии.

В самом начале событий сериала выясняется, что во время войны Костин сталкивался с некоей загадочной организацией нацистов. Подразумевается Анненербе – известная оккультная организация Третьего Рейха. Хотя прямо она не называется, далее я укажу обстоятельства, которые подтверждают такое предположение.

Башня замка в тумане (кадр из сериала). Создатели сериала не смогли обойти стороной тему оккультных организаций Третьего рейха.
Башня замка в тумане (кадр из сериала). Создатели сериала не смогли обойти стороной тему оккультных организаций Третьего рейха.

Вместе с сотрудником районной прокуратуры он сопровождает перевозимые вертолетом тела погибших туристов. Прокурор указывает на крайнюю неприятность того факта, что в данном случае погибают молодые люди и напоминает Костину о войне, в которой тот успел принять участие. Следователя КГБ окутывают воспоминания, и, глядя на число 200 на мешках, в которых находятся трупы туристов, он мысленно переносится в последние дни Великой Отечественной войны, когда он служил в разведывательном подразделении.

Случайно или нет, но Костин вспоминает события 20 апреля 1945 года – день рождения Гитлера и четвертый день Берлинской наступательной операции. Группа разведчиков находится в лесу на территории Бранденбурга, где-то слышатся разрывы снарядов. Один из бойцов на слух определяет калибр артиллерии, которая ведет обстрел: «Ишь, как кроет-то! Двухсотмиллиметровая».

Скорее всего указанный калибр взят сценаристами наугад в связи с цифрами на мешках. На вооружении вермахта состояла только одна артиллерийская система такого калибра – миномет Ladungswerfer. В конце войны шанс «нарваться» именно на этот миномет для фронтовиков был невелик. Впрочем, наступающей является советская сторона и имеются в виду «наши» орудия. В советской артиллерии калибра 200 миллиметров не было вообще, однако боец вполне мог иметь в виду 203 миллиметровые гаубицы Б-4, которые применялись в боях на подступах к Берлину и непосредственно при штурме города.

Разведчики видят автоколонну немцев, а затем натыкаются на замок, не отмеченный на их картах. Внешний вид замка легко узнаваем – это Вевельсбург – резиденция Анненербе, в которой главарь СС Гиммлер намеревался устроить центр мира. В данном случае сценаристы сделали некоторое допущение, поскольку реальный Вевельсбург находится намного западнее Берлина и даже самые дерзкие разведчики советской армии вряд ли могли бы оказаться в его окрестностях.

Замок, на который натыкается группа Костина (кадр из сериала).
Замок, на который натыкается группа Костина (кадр из сериала).

Костин и его товарищи проникают в замок, который наполнен чрезвычайно странными вещами и обстоятельствами. В коридоре, ведущем от входа, разведчики находят автомобиль, в котором лежит труп буддийского монаха и сидят в клетках какие-то обезьяны. Оставив часть группы прикрывать вход, Костин берет с собой одного напарника – Виктора, и они углубляются во внутренние помещения. Через некоторое время коридор, по которому они идут, раздваивается и разведчики решают разделиться. Пол ветки, по которой пошел Костин, залит водой; внезапно навстречу ему выходит какая-то девушка, которая разворачивается обратно и медленно уходит. Костин пытается ее догнать и неожиданно нос к носу встречает Виктора. Загадочная незнакомка исчезает. Однако в одном из боковых помещений разведчики находят ее, уже мертвую со следами ужасных ранений – у нее отсутствуют глаза, окровавлен рот и вскрыта грудная клетка. Данные травмы весьма похожи на телесные повреждения двух «дятловцев» – Людмилы Дубининой и Семена Золотарева, однако сценаристы в дальнейшем не развивают эту тему.

Вевельсбург. Вид сверху. Весьма похоже на находку Костина. Взято из: https://www.memorialmuseums.org/img/cache/a6802e1ca84c9ab5905ac95d9a8b37cb_w829_h600.jpg
Вевельсбург. Вид сверху. Весьма похоже на находку Костина. Взято из: https://www.memorialmuseums.org/img/cache/a6802e1ca84c9ab5905ac95d9a8b37cb_w829_h600.jpg

Видение Костина прерывается и продолжается после сцены в морге. Разведчики продвигаются дальше по замку и обнаруживают некий кабинет, в котором за столом восседает мертвый немец с раскроенной головой. В случае с этим мертвецом мы можем видеть некоторый ляп, связанный с униформой: в петлицах видны знаки различия унтерштурмфюрера СС, но погоны соответствуют более высокому званию – оберштурмфюрер.

Здесь следует сделать небольшое отступление и указать, что создатели сериала допустили целый ряд оплошностей, связанных с воинскими званиями и знаками различия.

Например, Костин в 1945 году имеет воинское звание капитан. Во время расследования гибели туристов он является майором. Гибель туристической группы Дятлова произошла в 1959 году. Получается, что за 14 лет послевоенной службы Костин «вырос» всего на одно воинское звание. Прямо скажем, не очень быстрый служебный рост, который мало соответствует реалиям чинопроизводства. Для сравнения – Семен Золотарев в сериале в событиях 1945 года изображен в погонах старшины, а на момент своей гибели в 1959 году имел звание капитан, то есть за тот же период перешагнул пять воинских званий.

Вернемся к воспоминаниям фронтовиков.

Обстановка кабинета наполнена нацистской оккультной стилистикой, на стене один из бойцов обнаруживает эмблему Анненербе. Основная часть отряда отправляется дальше, а Костин решает покопаться в ящиках. Ему попадаются любопытные фотографии немецких военных на лыжах в лесистой и горной местности, но подробно разглядеть их он не успевает. Мертвый нацист неожиданно привстает со своего места и перепуганный Костин беспорядочно стреляет в него. Данная тема в дальнейшем также не раскрывается и остается непонятным, то ли мертвец и правда «ожил», то ли все это просто привиделось разведчику, не спавшему несколько суток.

Пол комнаты в замке, найденном разведчиками (кадр из сериала). Характерная стилизованная свастика - символика Анненербе.
Пол комнаты в замке, найденном разведчиками (кадр из сериала). Характерная стилизованная свастика - символика Анненербе.

События Великой Отечественной войны продолжаются в воспоминаниях Семена Золотарева, который переносится в день, следующий за воспоминаниями Костина – 21 апреля 1945 года. Двое советских солдат – сам Золотарев и его командир, конвоируют группу немецких пленных. Возвращаясь к теме воинских званий в сериале отмечу, что командир Золотарева имеет звание капитан, так же, как и Костин, хотя выглядит намного старше. Детали униформы также интересны – командир Золотарева, судя по цвету фуражки, штанов и окантовки погон, является военнослужащим войск НКВД, в то время как фуражка и другие знаки различия на самом Золотареве – обычные армейские, хотя погоны выглядят неуставными – продольная полоса слишком узкая и скорее похожа на взятую с погон младших офицеров.

Пол в холле замка Вевельсбург. Знакомый узор. Взято из: https://s.fishki.net/upload/users/2020/08/11/1603660/290595f849dd71f29ef719b97b8d4b4c.jpg
Пол в холле замка Вевельсбург. Знакомый узор. Взято из: https://s.fishki.net/upload/users/2020/08/11/1603660/290595f849dd71f29ef719b97b8d4b4c.jpg

Командир пытается изнасиловать пленную немку и Золотарев, пытаясь остановить насилие, убивает его. Избавленная от неприятностей немка, впрочем, проявляет неблагодарность – призывает остальных пленных убить конвоира, и сама нападает на Золотарева. Остальные приходят ей на помощь, у Золотарева отбирают оружие и его судьба кажется незавидной, однако внезапно один из немцев хватает автомат и убивает всех, кроме Золотарева. Затем он коротко поясняет, что все пленные, включая его самого, принимали участие в изуверских экспериментах нацистов и пытается застрелиться, однако автомат дает осечку. Немец смеется, а затем снимает с пальца кольцо, по внешнему виду похожее на «Мертвую голову», наградной знак, существовавший в СС, и отдает его Золотареву, говоря, что кольцо не даст тому умереть, а затем все же убивает себя. В данном эпизоде также присутствует некое допущение сценаристов – «Мертвая голова» вручалась только членам СС, а погибший офицер, судя по знакам различия, – майор вермахта.

Ночью Золотарев убеждается в правоте майора – находясь в расположении своих, он разглядывает кольцо. Ему мерещится убитый им капитан, который подзывает Золотарева к себе. Решив подойти, Золотарев отходит от лагеря, на который в тот же момент падает снаряд. Таким образом, кольцо действительно спасает того, кто его носит, от смерти.

Во время одного из перелетов в самолете Костину в видении являются его сослуживцы, которые заботливо укрывают его, пока он спит. Через некоторое время он вновь вспоминает войну – 23 апреля 1945 года он со своими товарищами едет в грузовике, у них на хвосте висит фашистский самолет. Летчик делает очередь из пулемета, но машина резко тормозит, и он промахивается. В данном эпизоде непонятно почему в этот момент нельзя было разбежаться в разные стороны – ведь пилот вряд ли бы стал гоняться за одиночными бойцами. Также сценаристы не пояснили зачем вообще разведчикам-пехотинцам понадобилось ехать на автомобиле. В итоге часть бойцов погибает, а преследующий группу самолет оказывается сбит советским. Уцелевшего немецкого пилота Костин расстреливает, когда тот пытается сдаться в плен. Значение данного эпизода для развития сюжета сериала остается не очень понятным.

Немецкие лыжники на фотографиях в замке (кадр из сериала). В СС действительно существовали подразделения с лыжной и альпинистской подготовкой.
Немецкие лыжники на фотографиях в замке (кадр из сериала). В СС действительно существовали подразделения с лыжной и альпинистской подготовкой.

Далее Костин вспоминает события 26 апреля 1945 года. Он получает письмо с печальным известием – его семья погибла. Получив такие сведения, может потерять самообладание даже очень хладнокровный человек, но дальнейшее поведение Костина совсем не вяжется с образом фронтовика-разведчика – он пытается покончить с собой. Буквально из петли его вытаскивает случайно оказавшийся рядом Семен Золотарев и, таким образом, сюжетные линии времен Великой Отечественной войны и 1959 года пересекаются. Утверждение о том, что фронтовик, узнав о смерти своей семьи, вряд ли пошел бы на суицид, можно сделать достаточно уверенно – достаточно вспомнить сюжеты известной песни «Враги сожгли родную хату…» или рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека».

Военные воспоминания продолжают являться и Золотареву. Он вместе с Людмилой Дубининой собирает ветки для костра и неожиданно ему вновь мерещится мертвец. Подразумевается, что это убитый им капитан – видимо лишение жизни своего товарища, пусть и вынужденное, не дает покоя Золотареву.

Костин вспоминает как ему, уже во время боев в Берлине, 28 апреля 1945 года, попалась плачущая немецкая женщина, у которой убиты ее маленькие сыновья. Через короткое время бойцы ловят и ее мужа, одетого в униформу войск СС. Немец выглядит испуганно и клянется, что не эсэсовец, а его просто заставили надеть форму неделю назад. Тогда советские солдаты проверяют наличие эсэсовской татуировки и находят ее на теле. Сослуживец Костина пытается оправдать немца, говоря, что татуировка совсем свежая. Но эти доводы не действуют на Костина, который еще не отошел от известий о судьбе своей семьи, и он убивает немца, а затем направляет оружие и на его жену. Виктору удается предотвратить расправу лишь встав между немкой и командиром.

Во время визита в исправительное учреждение Костин встречает старого знакомого по фронтовым событиям – капитана Владимира Яхромеева, который после армии продолжил службу в «Ивдельлаге». Они встречались 29 апреля 1945 года во время боев в районе озера Лангер-Зее – это юго-восточная окраина Берлина. Группы Костина и Яхромеева случайно сталкиваются друг с другом, попав под обстрел с находящегося неподалеку маяка.

Возвращаясь к теме сценарных неточностей, связанных с воинскими званиями, отметим, что в 1945 году Яхромеев является старшиной, то есть к 1959 году успел получить пять очередных воинских званий, в отличие от Костина.

Разведчики решают уничтожить огневую точку на маяке, чтобы она не мешала продвижению основных сил. Под прикрытием дымовой завесы Костин и Яхромеев подбираются ко входу в маяк и уничтожают всех находившихся внутри фашистов. В честь победы солдаты договариваются обменяться случайными предметами и Костину достается трофейная зажигалка, за которую он отдает надкусанное яблоко.

Далее он вспоминает события 30 апреля 1945 года. Они вместе с Виктором готовят себе ужин, к ним заглядывает сержант и просит поделиться картошкой. Костин проявляет щедрость и делится продуктами. Интересно, что у сержанта фамилия Егоров. Через некоторое время он возвращается и дарит в ответ только что пойманную рыбу. Виктор заключает с Егоровым пари, кто из них быстрее достигнет цели: Виктор хочет лично застрелить Гитлера, а Егоров – установить знамя над Рейхстагом.

Сержант Михаил Егоров вместе с младшим сержантом Мелитоном Кантария под командованием майора Алексея Береста утром 1 мая 1945 года водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Получается, Костин встретил именно того самого Егорова.

Интересно, что в отношении даты встречи героев также имеется некоторое допущение сценаристов – на груди у Егорова орден Славы 3-й степени. Официально он был награжден этой наградой именно 30 апреля 1945 года. Костин говорит, что Берлин еще штурмуют, то есть город не взят. Берлинский гарнизон капитулировал в ночь на 2 мая 1945 года. Значит, встреча Костина с Егоровым могла произойти только в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года. При этом Виктор изначально не мог выиграть – бойцы разговаривают после наступления темноты, а официально признанным временем самоубийства Гитлера считается 15.00 часов 30 апреля, то есть к моменту заключения пари фашистский главарь уже мертв.

Затем он вспоминает обстоятельства 2 мая 1945 года. Вместе с Виктором они позируют для фронтового фотокорреспондента. Они возвращаются к исполнению своих обязанностей – ведут наблюдение за обстановкой в городе, Виктор негодует по поводу проигранного спора, намекая на флаг, который Егоров поднял над Рейхстагом. Они обнаруживают в одном из домов огневую точку немцев, и Костин собирается вызвать туда огонь артиллерии, но что-то отвлекает его. Он оборачивается назад и в это время по ним начинает стрелять незаметно подобравшийся немецкий солдат. В завязавшейся перестрелке Костин получает ранение в ногу, Виктор кричит немцам, чтобы те сдавались, указывая на факт взятия Рейхстага. Однако в ответ советским солдатам прилетает одна граната, а затем и вторая. Виктор, жертвуя собой, накрывает своего раненного командира, а сам погибает от взрыва. Костин в порыве гнева решает отомстить своим врагам, но глядя вниз, откуда прилетели гранаты, видит там детей в униформе Гитлерюгенда. Советский солдат не убивает детей, расстреливая обойму вокруг них. Следует отметить, что данная сцена в определенном смысле взята из советского фильма «Фронт в тылу врага», в которой также бойца убивает мальчик в форме Гитлерюгенда, но к нему проявляют снисхождение и оставляют в живых. Этот сюжет хорошо показывает громадное моральное превосходство наших воинов над нацистами, уничтожавшими всех подряд, невзирая на возраст.

Стрелявшие в советских солдат задержаны (сцена из фильма "Фронт в тылу врага"). Воины оставляют в живых мальчишку из Гитлерюгенда, хотя он убил их товарища.
Стрелявшие в советских солдат задержаны (сцена из фильма "Фронт в тылу врага"). Воины оставляют в живых мальчишку из Гитлерюгенда, хотя он убил их товарища.

Создатели сериала постарались внести в заключительную, самую трагичную по содержанию серию, некоторое количество позитивных элементов. Это относится и к воспоминаниям действующих лиц о войне.

Золотарев отстреливается от врагов (кадр из сериала). Боец не сдается ни на фронте, ни на перевале.
Золотарев отстреливается от врагов (кадр из сериала). Боец не сдается ни на фронте, ни на перевале.

Самые последние воспоминания о войне приходят Золотареву. Замерзая на перевале, он вновь мысленно переносится в события на фронте – отряд солдат, укрывается от обстрела в траншее, а он, преодолевая страх, отстреливается от врага из пулемета. Данная сцена отлично передает волю советских солдат к победе, на которую указывают многие исследователи: «… фактором, определившим исход сражения [явились], ожесточенное сопротивление советских войск, их неукротимая воля не сдаваться» (Уильям Ширер, «Крах нацистской империи», Смоленск, «Русич», 1999, с. 367).

Вечная память и слава нашим солдатам-победителям!

Продолжим разбор сериала в дальнейших публикациях.