9 января 1956 года на экраны советских кинотеатров вышел комедийный фильм Анатолия Граника "Максим Перепелица".
Фильм поставлен по одноимённой повести в рассказах Ивана Стаднюка, опубликованной в 1952 году.
Выходу на экраны фильма Анатолия Граника сопутствовал небольшой скандал. Дело в том, что ровно за 4 месяца до премьеры "Максима Перепелицы", 9 сентября 1955 года, на экраны кинотеатров вышел фильм "Солдат Иван Бровкин", сюжет которого очень сильно напоминал сюжет фильма по повести Стаднюка. "Иван Бровкин" собрал в кинотеатрах более 40 миллионов кинозрителей, а "Максим Перепелица" - менее 30 миллионов кинозрителей. Цифра тоже немалая, но можно предположить, что если бы не "Бровкин", кассовые показатели "Перепелицы" были бы значительно выше.
Естественно, эта ситуация весьма расстроила Ивана Стаднюка, и он с обвинениями в плагиате в адрес авторов фильма "Солдат Иван Бровкин" обратился ... в газету "Правда". Не в суд, не в прокуратуру, а в главный печатный орган КПСС. Неизвестно, чем закончилась эта "тяжба", но она наглядно показывает, что понятия "авторское право" в юридическом обиходе Советского Союза попросту не существовало. Всё принадлежало государству, а фактически - одной партии, а что до авторских прав, то это мало кого интересовало.
Известно, что Иван Стаднюк тоже удостоился обвинений в свой адрес (возможно, они были инспирированы авторами "Бровкина" в качестве ответного хода). На Стаднюка "наехало" политическое командование Советской Армии. Поводом для "наезда" послужил эпизод, в котором советский офицер, страшно подумать, угощает рядового советского же бойца папиросой и, более того, даёт ему прикурить. Стаднюк был обвинён в пропаганде "панибратства" между офицерами и рядовыми, что являлось недопустимым в Советской Армии.
Фильм Анатолия Граника не был представлен на каких-либо фестивалях, не был отмечен какими-либо премиями. И это вполне объяснимо: время было переходное, канун XX съезда партии, в стране шла борьба за власть в верхах. Какие уж тут премии и фестивали?!
Профессиональные кинокритики практически обошли фильм молчанием. Что касается зарубежной кинокритики - опять же понятно: фильм не демонстрировался где-либо за пределами соцлагеря. Но и российские профессиональные кинокритики тоже не удостоили фильм вниманием.
А вот кинозрители, т.е., те, для кого фильмы создаются, весьма высоко оценили фильм Граника. Выше уже было отмечено, что фильм посмотрели в первый год почти 30 миллионов кинозрителей, или более 15% населения страны. И это несмотря на описанную выше коллизию.
Современный кинозритель также высоко оценил "Максима Перепелицу". 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10, а 25%, т.е., каждый четвёртый!, оценили фильм высшим баллом - "десяткой".
С учётом сказанного рейтинг фильма Анатолия Граника "Максим Перепелица" по версии FilmGourmand'а составил 8,129, благодаря чему он занял 552-е место в Золотой Тысяче.
Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.
Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.