Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
СЛОВО в неделю по Рождестве Христовом
«Пришед вселися (Иисус) во граде, нарицаемем Назарет; яко да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется». (Матф. 2, 23)
Не без причины замечает св. евангелист Матфей, что в этом, по-видимому, малозначительном событии, – т. е. удалении Господа из Иудеи, куда боялись идти Иосиф и Матерь Его, в Галилею, – исполнились многознаменательные древние пророчества, исполнились предречения древних пророков о том, что не в пределах царственного колена Иудова, из которого должен был произойти Вождь спасения Израилева, поселится Господь, а в незначительном галилейском городке Назарете, о котором говорили: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан. 1, 46). Так дивный пророк Исаия, предвозвестив, что некогда, во дни явления Бога во плоти, воссияет в умаленной Галилее языческой свет великий (Исаии 9, 1–2), говорит затем, что Божественная слава Эммануила, сей царственной Отрасли из дома Давидова, будет сокрыта под видимым уничижением, что Христос, Потомок Давидов, уподобится усеченному корню, или как бы лишенному жизни пню, т.е. явится на землю тогда, когда Царственный дом Давидов будет в безвестности и уничижении, – взойдет, как отрасль из сухой земли, в которой незаметно ни вида, ни величия (Исаии 11. 1; 53, 2). Другой, современный Исаии пророк Михей говорил, что хотя из Вифлеема, города Давидова, произойдет Христос, но этот малый в тысячах иудиных город будет велик лишь рождением в нем Того, Которого происхождение от начала, от дней вечных, Который будет пасти Израиля в силе Господней и величии имени Господа Бога Своего, а не полагаясь на человека, на силу сынов Адамовых (Мих. 5, 2–4; 5, 7).
Таковы пророчества древних пророков, в которых предуказана вся последующая судьба дела Христова на земле, все последующее Его уничижение. И как поразительно они исполнились! Читая Евангелие, мы находим в нем как бы известные нам события, уже ранее предъизображенные пророками. Так, св. евангелист Матфей повествует, что действительно, когда явился Господь в Галилее и, ходя по городам и весям, начал просвещать всех Своим учением, тогда все шли к Нему из Иудеи и Иерусалима, страны Заиорданской и из пределов Десятиградия, в которых жило много язычников, и слух о Нем прошел даже до Сирии (Матф. 4 гл.). Но когда, по повествованию св. евангелиста Луки, Он, исполненный Духа, пришел в Назарет, то хотя все дивились словам благодати, исходящим из уст Его, недоумевали, откуда у Него такая премудрость и сила, однако соблазнялись отсутствием в Нем видимого величия и говорили: «не плотник ли Он? Не Иосифов ли Он Сын? И братья Его не все ли между нами?» (Лук. 4 гл.; Марк. 6 гл.; Матф. 13 гл.).
И вот, братие, ныне мы, видевшие исполнение всех этих пророчеств, видящие и доселе исполнение их в судьбах Церкви Христовой, – мы люди века сего, извлекаем ли из них для себя назидание? Увы! Ни в какой век не было так поругаемо уничижение и смирение, как в нынешний, ни в какой век так настойчиво не говорили о свободе и правах человеческой личности, как теперь, никогда еще не превозносилась так природная сила и красота человека, как ныне. Обо всем этом говорят философы и мыслители, как, например, Ницше, который думал, что одно только есть подлинно великое на земле – это сила и красота природы человеческой, и в развитии этой красоты и силы состоит достоинство человеческое, даже сверхчеловеческое. Те же мысли проводятся в произведениях многих современных писателей западноевропейских и русских, каков отчасти М. Горький и декаденты. Такое же настроение умов отражается и в волнениях современной учащейся молодежи, которая думает, что массовые движения всех суть единственное средство к преобразованию жизни. Увы! Ищут силы в бессилии, как сказал один из наших мыслителей (В. Соловьев. «Оправдание добра»). Герои современных писателей, искатели смысла жизни, думающие найти его в развитии природных потребностей и склонностей, не находят этого смысла: они не выходят за пределы неопределенных исканий и вопросов: «в чем же здесь суть, и в чем (скрытый для них) смысл жизни?» Точно также искатели красоты в области лишь естественной жизни, каковы современные декаденты и эстетики, не могут проявить никакого творческого движения в области духа, ограничиваясь лишь болезненными потугами проникнуть в сокровенную область высшего, таинственного мира. Утомившись созерцанием обычной естественной красоты, они хотят открыть какой-то высший, неведомый дотоле смысл в том, что другие называют безобразием или противоречием красоте.
И вот, в противоположность всем этим мыслям и исканиям современных людей, стоит на земле Церковь Христова, как нечто, по-видимому, незначительное, даже безвестное, не имеющее никакого влияния на жизнь современного мира, лишенное всякой красоты и величия в глазах современных людей. Но Божественная слава Церкви сокрыта от глаз людей мира сего. Мы же, желающие быть сынами Церкви, сколько мы видели и видим проявлений силы Божией и премудрости в Церкви своими глазами! Ибо, не на сынах ли только Церкви исполняются слова пророка о том, что люди «раскуют мечи свои на орала и, что «волк и ягненок будут жить вместе», что совершенно непонятно для современных искателей прав, объединенных лишь этим исканием и враждующих друг против друга в душе? Не на сынах ли только Церкви оправдывается Божественная премудрость, и не они ли лишь, будучи исполнены ведения Божественного, не обречены на бесплодные искания смысла жизни, которого напрасно ищут современные люди и не находят? Только слово пастырей Церкви имеет такую силу, которая привлекает невольно самих неверующих людей века сего. Эти люди не хотят замечать Божией силы и премудрости в Церкви потому лишь, что боятся оказаться людьми незначительными в глазах мира сего с его, великими мыслителями и писателями. Они не ощущают действий в душе своей слова благодати потому лишь, что, сосредоточившись на красоте внешней и естественной, отвращаются от красоты души с её смирением, послушанием, страхом Божиим и прочими плодами духовными. Однако и от них не сокрыто, что лишь чрез Церковь и водительство благодати Христовой водворяется на земле истинный мир и нелицемерное благоволение между людьми. Аминь.
1902 год