Найти в Дзене
Чтец смыслов

В неделю по Рождестве Христовом

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

СЛОВО в неделю по Рождестве Христовом

«Пришед вселися (Иисус) во граде, нарицаемем Назарет; яко да сбудется реченное проро­ки, яко Назорей наречется». (Матф. 2, 23)

Не без причины замечает св. евангелист Мат­фей, что в этом, по-видимому, малозначительном со­бытии, – т. е. удалении Господа из Иудеи, куда боялись идти Иосиф и Матерь Его, в Галилею, – исполнились многознаменательные древние пророчества, исполнились предречения древних пророков о том, что не в пределах царственного колена Иудова, из которого должен был произойти Вождь спасения Израилева, поселится Господь, а в незначительном галилейском городке Назарете, о котором говорили: «из Назаре­та может ли быть что доброе?» (Иоан. 1, 46). Так дивный пророк Исаия, предвозвестив, что некогда, во дни явления Бога во плоти, воссияет в умаленной Галилее языческой свет великий (Исаии 9, 1–2), говорит затем, что Божественная слава Эммануила, сей царственной Отрасли из дома Давидова, будет сокрыта под видимым уничижением, что Христос, Потомок Давидов, уподобится усеченному корню, или как бы лишенному жизни пню, т.е. явится на землю тогда, когда Царственный дом Давидов бу­дет в безвестности и уничижении, – взойдет, как отрасль из сухой земли, в которой незаметно ни вида, ни величия (Исаии 11. 1; 53, 2). Другой, современ­ный Исаии пророк Михей говорил, что хотя из Вифлеема, города Давидова, произойдет Христос, но этот малый в тысячах иудиных город будет ве­лик лишь рождением в нем Того, Которого проис­хождение от начала, от дней вечных, Который бу­дет пасти Израиля в силе Господней и величии име­ни Господа Бога Своего, а не полагаясь на человека, на силу сынов Адамовых (Мих. 5, 2–4; 5, 7).

Таковы пророчества древних пророков, в кото­рых предуказана вся последующая судьба дела Хри­стова на земле, все последующее Его уничижение. И как поразительно они исполнились! Читая Евангелие, мы находим в нем как бы известные нам собы­тия, уже ранее предъизображенные пророками. Так, св. евангелист Матфей повествует, что действитель­но, когда явился Господь в Галилее и, ходя по го­родам и весям, начал просвещать всех Своим учением, тогда все шли к Нему из Иудеи и Иеруса­лима, страны Заиорданской и из пределов Десятиградия, в которых жило много язычников, и слух о Нем прошел даже до Сирии (Матф. 4 гл.). Но ког­да, по повествованию св. евангелиста Луки, Он, ис­полненный Духа, пришел в Назарет, то хотя все дивились словам благодати, исходящим из уст Его, недоумевали, откуда у Него такая премудрость и сила, однако соблазнялись отсутствием в Нем видимого величия и говорили: «не плотник ли Он? Не Иоси­фов ли Он Сын? И братья Его не все ли между нами?» (Лук. 4 гл.; Марк. 6 гл.; Матф. 13 гл.).

И вот, братие, ныне мы, видевшие исполнение всех этих пророчеств, видящие и доселе исполнение их в судьбах Церкви Христовой, – мы люди века сего, извлекаем ли из них для себя назидание? Увы! Ни в какой век не было так поругаемо уничижение и смирение, как в нынешний, ни в какой век так настойчиво не говорили о свободе и правах че­ловеческой личности, как теперь, никогда еще не превозносилась так природная сила и красота чело­века, как ныне. Обо всем этом говорят философы и мыслители, как, например, Ницше, который ду­мал, что одно только есть подлинно великое на земле – это сила и красота природы человеческой, и в раз­витии этой красоты и силы состоит достоинство че­ловеческое, даже сверхчеловеческое. Те же мысли проводятся в произведениях многих современных писателей западноевропейских и русских, каков от­части М. Горький и декаденты. Такое же настроение умов отражается и в волнениях современной уча­щейся молодежи, которая думает, что массовые дви­жения всех суть единственное средство к преобра­зованию жизни. Увы! Ищут силы в бессилии, как сказал один из наших мыслителей (В. Соловьев. «Оправдание добра»). Герои современных писателей, искатели смысла жиз­ни, думающие найти его в развитии природных по­требностей и склонностей, не находят этого смысла: они не выходят за пределы неопределенных иска­ний и вопросов: «в чем же здесь суть, и в чем (скрытый для них) смысл жизни?» Точно также ис­катели красоты в области лишь естественной жизни, каковы современные декаденты и эстетики, не могут проявить никакого творческого движения в области духа, ограничиваясь лишь болезненными потугами про­никнуть в сокровенную область высшего, таинствен­ного мира. Утомившись созерцанием обычной естествен­ной красоты, они хотят открыть какой-то высший, неведомый дотоле смысл в том, что другие называ­ют безобразием или противоречием красоте.

И вот, в противоположность всем этим мыслям и исканиям современных людей, стоит на земле Церковь Христова, как нечто, по-видимому, незначительное, даже безвестное, не имеющее никакого вли­яния на жизнь современного мира, лишенное всякой красоты и величия в глазах современных людей. Но Божественная слава Церкви сокрыта от глаз людей мира сего. Мы же, желающие быть сынами Церк­ви, сколько мы видели и видим проявлений силы Бо­жией и премудрости в Церкви своими глазами! Ибо, не на сынах ли только Церкви исполняются слова пророка о том, что люди «раскуют мечи свои на орала и, что «волк и ягненок будут жить вместе», что совершенно непонятно для современных искате­лей прав, объединенных лишь этим исканием и враждующих друг против друга в душе? Не на сынах ли только Церкви оправдывается Божествен­ная премудрость, и не они ли лишь, будучи исполнены ведения Божественного, не обречены на бесплод­ные искания смысла жизни, которого напрасно ищут современные люди и не находят? Только слово па­стырей Церкви имеет такую силу, которая привле­кает невольно самих неверующих людей века сего. Эти люди не хотят замечать Божией силы и прему­дрости в Церкви потому лишь, что боятся оказаться людьми незначительными в глазах мира сего с его, великими мыслителями и писателями. Они не ощуща­ют действий в душе своей слова благодати потому лишь, что, сосредоточившись на красоте внешней и естественной, отвращаются от красоты души с её смирением, послушанием, страхом Божиим и про­чими плодами духовными. Однако и от них не сокры­то, что лишь чрез Церковь и водительство благодати Христовой водворяется на земле истинный мир и нелицемерное благоволение между людьми. Аминь.

1902 год