Что такое диафрагма и как она работает. Руководство для новичков

1,5K прочитали

Диафрагма объектива определяет сколько света попадёт на матрицу вашей камеры при спуске затвора. В этом руководстве я объясню что такое диафрагма, как она влияет на глубину резкости и как её использовать для получения отличных фотографий.

Диафрагма объектива определяет сколько света попадёт на матрицу вашей камеры при спуске затвора.

Иногда мне попадаются люди, которые увлечённо снимают на смартфоны, но не желают покупать фотоаппарат. На мой вопрос почему они отвечают, что фототехника им кажется довольно сложной в настройке, особенно часто сложности вызывает понятие диафрагмы и глубины резкости.

Что такое диафрагма и как она работает?

Диафрагма – это деталь объектива, которая регулирует количество света проходящего сквозь неё и достигающего светочувствительного элемента фотоаппарата. Проще говоря, это отверстие в объективе, размер которого можно регулировать, благодаря чему мы можем контролировать насколько светлой получится фотография.

Как диафрагма влияет на глубину резкости?

При раскрытии диафрагмы глубина резкости сокращается, а при закрытии увеличивается. Это наглядно демонстрируется на примерах ниже.

На этом снимке диафрагма объектива установлена на f/1.8. Это приводит к тому, что выдержка фотоаппарата составляет всего лишь 1/1000 секунды, а глубина резкости достаточно маленькая. Красным квадратом обозначена точка фокусировки. Фото автора
На этом снимке диафрагма объектива установлена на f/1.8. Это приводит к тому, что выдержка фотоаппарата составляет всего лишь 1/1000 секунды, а глубина резкости достаточно маленькая. Красным квадратом обозначена точка фокусировки. Фото автора

Теперь давайте закроем диафрагму до максимального значения, которое позволяет нам выставить объектив.

Закрыв диафрагму до f/22 мы получим значительное увеличение времени выдержки необходимого для правильного экспонирования. В нашем случае выдержка составила 1/100 секунды. Глубина резкости стала очень большой и вся книга попала в область фокусировки. Красным квадратом обозначена точка фокусировка. Фото автора
Закрыв диафрагму до f/22 мы получим значительное увеличение времени выдержки необходимого для правильного экспонирования. В нашем случае выдержка составила 1/100 секунды. Глубина резкости стала очень большой и вся книга попала в область фокусировки. Красным квадратом обозначена точка фокусировка. Фото автора

Запомните простое правило: чем выше число диафрагмы, тем шире диафрагма раскрыта и наоборот. Новички часто путаются и поступают наоборот.

Также не забывайте, что широкая диафрагма приведёт к сокращению глубины резкости и размыванию фона. Если объекты съёмки находятся под углом или на разном удалении от камеры, то прикрывайте диафрагму.

Некоторые современные камеры сами подскажут или напомнят Вам за что отвечает диафрагма. Фото автора
Некоторые современные камеры сами подскажут или напомнят Вам за что отвечает диафрагма. Фото автора

Выше я употреблял такой термин как глубина резкости. Её также называют границами резко изображаемого пространства или сокращённо ГРИП. Она определяется по сложной формуле и на практике не высчитывается, а прикидывается по опыту или эмпирическим путём.

Важно понимать, что чем больше размер матрицы фотоаппарата и шире раскрыта диафрагма, тем ГРИП уже.

Эта схема поможет понять как число диафрагмы влияет на на ГРИП. Видно, что маленькое число диафрагмы (раскрытая диафрагма) значительно сужает ГРИП, а большое число диафрагмы (закрытая диафрагма) расширяет ГРИП
Эта схема поможет понять как число диафрагмы влияет на на ГРИП. Видно, что маленькое число диафрагмы (раскрытая диафрагма) значительно сужает ГРИП, а большое число диафрагмы (закрытая диафрагма) расширяет ГРИП

Используйте глубину резкости, чтобы сделать акценты

В общем случае я рекомендую прикрывать диафрагму, чтобы получать более чёткие снимки и не получать большие аберрации вокруг объектов. Однако малая глубина резкости полезна, когда нужно сделать акцент на чём-либо.

В макросъёмке малая глубина резкости незаменима для того, чтобы сделать акцент. Точно также фотографы-портретисты выделяют глаза или губы моделей. Это достигается широко раскрытой диафрагмой. Фотография цитирована в образовательных целях
В макросъёмке малая глубина резкости незаменима для того, чтобы сделать акцент. Точно также фотографы-портретисты выделяют глаза или губы моделей. Это достигается широко раскрытой диафрагмой. Фотография цитирована в образовательных целях

Акцент не всегда должен быть максимально выраженным. Иногда в сцене должен быть выделен главный объект, а второстепенные размыты. Тогда диафрагма прикрывает незначительно, на 1-2 стопа.

На этой фотографии акцент сделан на руке, стволе и белке. Они занимают большую часть кадра, но при этом фон размыт. Такой эффект достигается благодаря небольшому прикрытию диафрагмы. Фото автора
На этой фотографии акцент сделан на руке, стволе и белке. Они занимают большую часть кадра, но при этом фон размыт. Такой эффект достигается благодаря небольшому прикрытию диафрагмы. Фото автора

Тем не менее, существует масса жанров в которых в абсолютно все детали снимка будут важны. Прежде всего это касается пейзажной и архитектурной фотосъёмки. В таких случая число диафрагмы следует выбирать от f/13 и выше.

Архитектурный снимок, в котором нет акцентов. Не помню какую именно число диафрагмы я выбирал, но очевидно, что оно здесь одно из максимально возможных. Фото автора
Архитектурный снимок, в котором нет акцентов. Не помню какую именно число диафрагмы я выбирал, но очевидно, что оно здесь одно из максимально возможных. Фото автора

Если Вы решили снимать с малой глубиной резкости, то помните, что правило золотого сечения распространяется и на ГРИП. Это означает, что Вы должны фокусироваться так, чтобы размытое пространство перед точкой фокусировки составляло примерно 1/3 ГРИП, а размытое пространство за точкой фокусировки примерно 2/3 ГРИП.

Это справедливо и для фанатов полнокадровых камер, которые очень любят полностью раскрыть диафрагму, объект съёмки максимально уменьшить относительно площади снимка, но при этом получить боке во весь кадр. Новичков это захватывает, а бывалых смешит. Выше я написал почему.

Чтобы не путаться с границами ГРИП хочу заметить, что глубина резкости зависит также от фокусного расстояния и от расстояния до объекта съёмки. Но об этом я расскажу в другой раз, потому что тема ГРИП слишком обширна, чтобы касаться её в теме диафрагмы.