Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В законодательство о строительстве планируется ввести ряд норм для борьбы с коррупцией. Так, например, должностные лица компаний, участвующих в государственных тендерах, не должны будут иметь судимостей за преступления, связанные с хищениями и взяточничеством, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на данные независимого исследователя Академии Генеральной прокуратуры Миршода Хужаева.
Кругом коррупция
В 2018-2019 годах в нашей стране было возбуждено 973 уголовных дела по случаям, связанным со строительством, привлечены к ответственности 1233 лица.
В 2019 году 4 хокима, 15 заместителей хокимов, 30 других представителей хокимиятов, 3 ответственных работника проектных институтов, 20 – Министерства строительства, 43 – инжиниринговой компании "Ягона буюртмачи хизмати", 63 – компании "Кишлок курилиш инвест", 119 – Госкомземгеодезкадастра были привлечены к уголовной ответственности за противозаконные действия в сфере строительства.
Танки для тендеров
На практике бывают случаи, когда победители тендера не проводят никаких работ на объекте, передают их по договору вспомогательным подрядчикам и получают прибыль в размере 5-7 процентов от стоимости объекта.
Например, в 2019 году инжиниринговая компания "Ягона буюртмачи хизмати" при Ташкентском областном хокимияте поручила ООО "Трест №1 Нурафшон Курилиш инвест" провести строительно-ремонтные работы на 7 объектах на общую сумму 11,9 миллиарда сумов. Однако общество, не сделав ничего на этих объектах, наняло субподрядчиков, через которых и велась вся строительно-ремонтная работа. В итоге генподрядчик получил в среднем 5 процентов прибыли, то есть примерно 595 миллионов сумов.
В данном случае тендер, проведенный изначально на определение победителя, теряет свои суть и значение. Потому как победивший подрядчик передал всю работу субподрядчику по своему усмотрению. Чтобы положить конец такой практике, предлагается оговорить, что подрядчики обязаны самостоятельно выполнять не менее 25 процентов работы на объекте тендера.
Согласно действующему законодательству для того, чтобы выиграть тендерные торги в строительной отрасли, претендент должен вести стабильную деятельность в течение последних 3 лет. А недавно созданные строительные компании вынуждены работать только как субподрядчики, поскольку у них нет шансов выиграть тендер. Поэтому предлагается пересмотреть систему оценки претендентов в тендерах и ввести нормы, дающие возможность новым компаниям.
Тендерные торги проходят в форме собрания, которое оформляется в форме протокола. Торги проводятся в закрытом режиме, в них могут участвовать только руководители подрядчиков, главные бухгалтеры или иные лица на основании доверенности.
Судимость, как запрет
Передача инвестиционных программ лицам, уже совершавшим преступления в строительной сфере, может привести к тому, что они перестанут бояться наказания. Так, по состоянию на март 2020 года 83 объекта на 143 миллиарда сумов были переданы лицам, которые ранее привлекались к ответственности за хищения в строительной сфере.
Согласно российскому законодательству физическое лицо, руководитель юридического лица, подающего заявку на государственные закупки, директор или главный бухгалтер коллегиального или единоличного исполнительного органа не должны быть ранее судимы за дачу или получение взятки, посредничество в процессе дачи или получения взяток, а также за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.
Исходя из этого в часть 1 статьи 17 Закона Узбекистана "О государственных закупках" предлагается внести норму о том, что заявитель на осуществление государственных закупок – физическое лицо, руководитель юридического лица, руководитель или член коллегиального органа управления, главный бухгалтер и основной бенефициар не должны иметь судимость за преступления, предусмотренные статьями 167, 183 и 211 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, а также иметь административное правонарушение, предусмотренное статьей 61 Кодекса об административной ответственности в течение последних 2 лет до дня тендерного конкурса.