Многие психологи считают, что давать детям карманные деньги можно уже после 5 лет. В некоторых школах детям начальных классов уже приходится расплачиваться за обеды. А обучить финансовой грамотности лучше заранее. Получая свои карманные деньги, ребенок учится самостоятельно ими распоряжаться, покупать именно то, что он хочет. На своем опыте понимает товарно-денежные отношения. Кроме того, выдавая деньги ребенку, можно ввести новое правило: все игрушки и хотелки ребенок покупает теперь на свои деньги. (За исключением подарков на день рождения и Новый год).
Чем это полезно:
-Дети начинают понимать ценность денег. Чтобы получить дорогую игрушку, нужно на нее накопить. Чем дольше ребенок ее ждет, тем больше возрастает ценность игрушки в его глазах.
-На реальных деньгах дети быстрее учатся счету. Начинают считать сдачу, складывают в уме сумму покупок.
-Помогает научить ребенка разумному потреблению. Часто ребенок просто канючит в магазине «Мааам, купииии», а придя домой, интерес к игрушке пропадает через 10 минут. Отдавая за игрушку свои деньги, ребенок начнет думать, расставлять приоритеты. Вероятнее всего сначала ребенок начнет тратить деньги на все подряд, без разбора, но это тоже опыт. Вскоре он начнет задумываться: а действительно мне нужна эта десятая машинка? Или лучше я накоплю на новый набор лего?
Важно:
Ребенок должен получать в определенное время одну и ту же сумму денег, если вы не уверены, что сможете выдавать ее регулярно, лучше уменьшить сумму и сделать ее посильной.
Стоит заранее обговорить, на что тратить деньги нельзя. Продукты, на которые у ребенка аллергия, или покупки, которые могут нанести вред здоровью.
Приучите ребенка вести дневник доходов/расходов. Вначале он будет делать это с вашей помощью, затем самостоятельно.
Не добавляйте ребенку денег, если ему не хватает на игрушку, иначе теряется идея с накоплением и ощущением ценности покупки.
Важно показать ребенку, что цены на одну и ту же вещь могут отличаться. Приучите сравнивать цены в разных магазинах.
Не стоит наказывать деньгами.
Необходимо приучить ребенка хранить деньги в кошельке или копилке.
Необходимо научить ребенка самостоятельно расплачиваться на кассе (родитель наблюдает неподалеку).
Не стоит вручать ребенку пластиковую карту раньше, чем ребенок научится обращаться с бумажными деньгами. Расплачиваясь карточкой, дети не отслеживают реальный процесс передачи денег. Не считают, сколько у них осталось, не проверяют правильно ли им дали сдачу.
Кроме того, важно рассказать ребенку, откуда берутся деньги, познакомить его с семейным бюджетом. Современные дети думают, что деньги волшебным образом появляются в банкомате и доступны всем желающим. Фразу «У нас нет денег» лучше заменить на «Это не то, на что мы хотим потратить наши деньги». Стоит избегать негативных денежных установок. Также стоит рассказать на простом примере, что такое инфляция, зачем люди инвестируют, и в чем может быть опасность кредитов.
Еще одна идея, которая мне нравится – приучать ребенка к инвестициям. Предприниматель Оскар Хартман на одном из форумов поделился своей историей: когда ему было 10 лет, его дедушка оставил ему небольшую сумму денег, они вместе положили ее в банк под процент. И Оскар до 18 лет наблюдал как растет его капитал. Это дало ему понимание работы сложного процента, а накопленная сумма стала стартовым капиталом для бизнеса. Даже если вам кажется, что сейчас нет достаточной суммы для инвестирования, поверьте, откладывая даже одну тысячу ежемесячно, на горизонте 10, 15, 20 лет, благодаря силе сложного процента вы существенно приумножите вложенную сумму. А ваш ребенок получит азы инвестирования.
Для обучения финансовой грамотности подходят настольные игры: «Денежный поток», «Миллионер», «Монополия», «Крысиные бега», «Экономикус».
Книги: «Пес по имени Мани» Бодо Шефер, «Самый богатый человек в Вавилоне» Клейсон Джорж Самюэль.